Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Закон водоохранной зоны

Закон водоохранной зоны

Жилой или садовый дом в водоохранной зоне: что нужно знать?

11 октября 2020 Использование водоохранной зоны регулируется водным и природоохранным законодательством. По российским законам водоохранные зоны водных объектов имеют особый правовой статус. Поэтому, если Вы стали собственником земельного участка, расположенного возле водоема и планируете возвести на нём дом или являетесь владельцем недвижимости на берегу, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуем ознакомиться с данным материалом. В нашей стране на законодательном уровне принят ряд мер, направленных на установление защитных механизмов в сфере водопользования.

Понятие водоохранной зоны содержится в (далее — ВК РФ).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.

На данных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиливания водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Важно! Водным законодательством установлен ряд запретов при использовании водоохранных зон. Наиболее существенным для владельцев объектов недвижимости, расположенной в такой зоне, является запрет на сброс сточных и дренажных вод (п.

7 ч. 15 ). Другая цель установления специального режима водоохраной зоны — защита людей и хозяйственных объектов от разливов, паводков и других подобных стихийных бедствий. Ширина водоохраной зоны, установленная в чч.

4-10 , зависит от типа и размера водоёма и составляет от 50 до 500 м (500 м – для моря). Водный кодекс РФ также вводит понятие прибрежной защитной полосы в границах водоохраной зоны. Режим использования территории прибрежной защитной полосы имеет дополнительные ограничения.

Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 м, а для водоёмов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, — 200 м. В ч. 16 указано, что водоохранная зона может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Так, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в водоохранной зоне разрешаются при условии оборудования их сооружениями, которые могут обеспечить охрану водных объектов от загрязнения и истощения вод.

Понять, что Ваш земельный участок частично или полностью находится в границах водоохранной зоны, можно, (). Для этого подайте через либо в электронном виде из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о земельном участке. Используя сведения, содержащиеся в , проверьте сведения о том, что земельный участок частично или полностью входит в зону с особыми условиями использования территории — водоохранную зону.

Такие сведения также можно получить с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта Росреестра» на официальном сайте Росреестра () по кадастровому номеру земельного участка.

Как уже было сказано, действующим законодательством допускается размещение объектов недвижимости в границах водоохранных зон при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Прежде чем начать строительство в водоохранной зоне, нужно взвесить все плюсы и минусы этого решения. С одной стороны это накладывает внушительный ряд ограничений, Вам в обязательном порядке придётся соблюсти не только основные строительные, санитарные и противопожарные нормы и правила, которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве объекта ИЖС (они содержатся в Земельном кодексе, Градостроительном кодексе, СНиПах), но и все требования водоохранного законодательства.

С другой же стороны, домик с речкой, разве то не чудесно!?

В частности, речь идёт о требовании оборудовать объекты недвижимости, расположенные в водоохранной зоне, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (ч. 16 ). При этом на территориях садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду (ч. 16.1 ). Важно! Законодательством РФ установлено, что все водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования (ч.

1 ). Если иное не предусмотрено законом, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (ч. 2 ). Поэтому организация личных закрытых пляжей является незаконной.

С 4 августа 2018 года введен уведомительный порядок для начала строительства жилых домов на земельных участках, предоставленных для ИЖС и ведения личного подсобного хозяйства, а также для строительства жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Для соблюдения этого порядка направьте в муниципальную администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта недвижимости (индивидуального жилого или садового дома) с приложением схемы расположения строений на земельном участке с размерами и параметрами.

утверждены

«Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома»

. Подать уведомление можно:

  1. заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  2. посредством личного обращения (в том числе, через );
  3. в электронной форме через Единый портал муниципальных и государственных услуг «Госуслуги» /.

Получив от администрации уведомление о соответствии параметров объекта, указанных в уведомлении о начале строительства, предельным параметрам разрешенного строительства, можно приступать к стройке (срок действия уведомления — 10 лет). По окончании строительства следует направить в муниципальную администрацию .

Муниципальная администрация, согласовавшая или садовый дом, в срок не позднее 7 рабочих дней с даты поступления от Вас уведомления об окончании строительства, обязана направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации Вашего права на такой объект, и уведомить Вас о подаче заявления (; далее — Закон о регистрации недвижимости).

Чтобы узаконить существующий индивидуальный жилой или садовый дом в водоохраной зоне, необходимо, в первую очередь, подготовить его технический план. Для подготовки технического плана обратитесь к кадастровому инженеру. Обратите внимание! В техническом плане в обязательном порядке должна содержаться информация об оборудовании объекта недвижимости необходимыми сооружениями для очистки сточных вод или приёмниками, изготовленными из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Для осуществления и на индивидуальный жилой или садовый дом, расположенный в водоохраной зоне, необходимо , приложив к заявлению подготовленный технический план и правоустанавливающие документы на земельный участок. Уведомление и документы могут быть Вами поданы лично либо Вашим представителем, в том числе:

  1. посредством почтового отправления с уведомлением о вручении;
  2. через ;
  3. через Единый портал государственных и муниципальных услуг .

за государственную регистрацию права собственности составит 350 руб.

Остались вопросы — мы ответим! .статьи на нашем сайте.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Согласно , ВК РФ ширина водоохранной зоны рек устанавливается от их истока для рек протяженностью до десяти километров в размере пятидесяти метров.

Для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Радиус водоохранной зоны для истоков реки устанавливается в размере пятидесяти метров.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе аукционную документацию, договор аренды от 25.12.2013 N 1837/А, кадастровый паспорт земельного участка, кадастровую выписку о земельном участке, градостроительный план земельного участка, акт осмотра участка от 20.03.2014 с приложенными фотографиями, охранное обязательство N 1998, приняв во внимание Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, руководствуясь , , , , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснениями, приведенными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Принимая оспариваемое решение об отказе от 16.07.2015, департамент указал, что использование водного объекта в заявленных обществом целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку приведенная характеристика изымаемых грунтов — песок, относится к общераспространенным полезным ископаемым, то планируемые работы по его выемке будут нарушать требования Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт обследования территории от 27.03.2015 N 04/2 по правилам АПК РФ, руководствуясь АПК РФ, , , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, , Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в спорный период), , Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период) и статьей 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 10.12.2014 N 64-РЗ «О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения», Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в спорный период), , Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Администрации ущерба в пользу Кабардино-Балкарской Республики. Водоохранными зонами в силу ВК РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Суды первой и апелляционной инстанций приняли довод Комитета по строительству о незаконности как не соответствующие положениям Водного кодекса РФ ранее изданных Распоряжений N 244 и N 245 от 24.08.2011.

Согласно Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженность от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив положения — Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015 (далее — ЗК РФ), Водного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных и АПК РФ оснований для удовлетворения требований Общества и обязания Департамента принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

Водоохранная зона. Права, ограничения, штрафы.

7 февраляДавайте попробуем разобраться, как подъехать к водоему, не нарушая закон и не попадая под санкции охраняющих водоем организаций. начнем все же не со штрафов , а с рассмотрения основного документа, регулирующего отношения, связанные с водными объектами, то есть с Водного Кодекса РФ.Статья 6.

Водные объекты общего пользования1.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.2.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Поскольку мы говорим сейчас об интересах рыбаков, то есть смысл посмотреть, на Закон о любительском рыболовстве, ведь наше пользование «водными объектами» обуславливается и им.

Вот так прямо и написано в Законе о любительском рыболовстве Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального законаДействие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.То есть, если водный кодекс — в основном про воду, то наш закон как бы замахивается на стык воды и земли.И еще один пункт , важный для нас:Статья 6.

Сфера действия настоящего Федерального законаДействие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.То есть, если водный кодекс — в основном про воду, то наш закон как бы замахивается на стык воды и земли.И еще один пункт , важный для нас:Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.То есть видим два документа, которые в своей декларативной части гарантируют нам свободное и бесплатное пользование водоемами.

И появляется вполне закономерный вопрос, как и чем обеспечиваются эти права со стороны основного гаранта прав для граждан? (Я естественно не о Президенте, а о государстве в целом?)И ответ на этот вопрос мы находим тут же в Водном Кодексе , а именно Статья 6 Водные объекты общего пользования гласит: 6.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

То есть вот оно — обеспечение права свободного пользования. В береговой полосе 20 метров от линии воды (границы водоема, если быть более точным) любого федерального водоема любой человек может находиться беспрепятственно.

Опять же в данной статье я не буду рассматривать прямые нарушения практически повсеместно связанные с захватом берегов под строительство , это тема чудовищно больная и раздражительная, мы сейчас разбираемся с правовыми аспектами рыболовства. и в этой же статье находим 8.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

То есть получается, что со стороны воды мы можем совершенно законно и ничего не нарушая к берегу подойти в любом месте, и сколько угодно времени находиться, в том числе и в так называемой «водоохранной зоне», которая как мы увидим дальше в Водном Кодексе, регламентирует ограничения по подъезду к водоему.То есть с декларативной частью вроде все здорово, и остальные законы, в том числе Федеральные не должны бы вступать в противоречие с водным кодексом.

И более того, есть еще статья 24 Водного Кодекса, которая говорит о том, что делает государство для обеспечения водного режима и сохранности водных объектов Статья 24.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношенийК полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; 3) осуществление федерального государственного в области использования и охраны водных объектов; и еще почти 20 пунктов, среди которых нет ни одного который бы говорил об ответственности государства за гарантирование нам прав свободного доступа к водоему, нет функции в соответствии с которой государство обеспечивает условия доступа к водным объектам гражданам.Есть надзор, есть контроль за качеством воды, есть обязательства по разработке различных нормативов.

Но вот продекларировав свободный доступ к воде тут же определили границы водоохранной зоны, в которую нельзя въезжать на автотранспорте. Тем самым практически нарушая не только продекларированные выше права (как самим водным кодексом, так и .

замахнулись на Конституцию)Конституция РФСтатья 171. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.Статья 271. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.Конечно понятно, что можно посмотреть и еще одну статью КонституцииСтатья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Видимо руководствуясь именно этой статьей Конституции, и соображениями сохранения качества воды, были введены понятия Водоохранной зоны, и ограничения по нахождению в ней транспортных средств.

Статья. 65 Водного Кодекса РФ.4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.5.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.5.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.6.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.КромеВодоохранной зоны существует еще более строгое понятие Прибрежная защитная полоса, та же статья 65 ВК РФ: 2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

.11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Вот получается, что со стороны воды мы можем подойти и находиться, что в водоохранной зоне, что в прибрежной защитной полосе, а со стороны суши — никак, то есть именно что подойти можем, а вот подвезти лодку, или подъехать на машине поднять лодку — это уже нарушение режима водоохранной зоны поскольку в водоохранной зоне запрещается : 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; И нарушение этого пункта, уже по КоАП РФ наказывается от 3 до 4,5 тысяч рублей на гражданина.

Появляется простой вопрос. Запретить то нам запретили, а как и кто организует те самые

«специально оборудованные места с твердым покрытием»

?

Понятно, что сами рыбаки этого не сделают, уж коль государство взялось обеспечивать одно конституционное право -на чистую экологическую среду, то вроде бы оно же должно задуматься и об обеспечении другого — свободы перемещения, и доступности рек для людей. Иначе получается ерунда. Я уже не говорю об аргументации, что машины загрязняют приводную полосу. Да , конечно в места массового отдыха (то есть на пляжи например) надо запрещать въезд на машинах, но как быть миллионам автотуристов, которые очень часто просто не имеют альтернативы для оставления автомобиля с соблюдением требований водоохранной зоны?Прежде чем что то требовать необходимо создать условия для выполнения этих требований.

Сейчас же запретительный характер режима водоохранной зоны служит только для улучшения показателей работы надзорного аппарата.

Поехали к любой речке, озеру, и «насшибали палок по легкому» . И ладно бы деньги со штрафов шли бы на создание тех самых дорог и стоянок, они канут в «закрома Родины» и их след тает, как прошлогодний снег.Недавно депутаты Оренбургской области выступили с предложением в ГосДуму, об изменении водного кодекса, и сокращении водоохранной зоны до 50 метров повсеместно .

И можно понять такое обращение. Но. Оно на самом деле не решает проблемы рыбаков.

необходимо еще одно дополнение, например , что для спуска или подъема плавсредства в необорудованном месте можно подъехать например на ограниченное время, к примеру до получаса. И ограничить зону запрета для стоянки автомобиля например вне границы прибрежной защитной полосы.

Это было бы разумно. Есть еще один момент, и пункт в водном кодексе , он называется Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектовИ в рамках этого пункта предполагается, что государство разрабатывает меры и способы комплексного использования водных объектов, на наш взгляд такие меры и схемы должны учитывать не только ограничения по пользованию водоохранной зоной, но и меры по обеспечению доступности для граждан. Тем более что 2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; .3.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:.2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;.

7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов. И тогда, становится понятно, что если схемой комплексного использования предусмотрены бесплатные стоянки для автомобилистов, есть возможность оставить машину, без нарушений требований кодекса, то тогда и наказание за нарушение актуально. А если никто не озаботился ни оборудовать стоянки, ни принять меры к тому, что б люди имели возможность оставить свои машины в соответствии с требованиями экологии, то штрафовать рыбаков и туристов — это только нагнетать в обществе социальную напряженность.

Необходимо дополнить кодекс нормами, обязывающими включать в схемы комплексного использования и охраны водных объектов мероприятия, обеспечивающие доступ людей к берегам, в том числе и с использованием автотранспорта.опубликовано

Закон о водоохранной зоне – ограничения и штрафы в 2020 году

Водные объекты в Российской Федерации как источник питьевой воды и других водных ресурсов подлежат охране. С целью защиты этих ресурсов закон устанавливает специальные ограничения по их использованию (например, вводит специальный режим водоохранной зоны и прибрежной полосы), которые не всегда кажутся обоснованными, но тем не менее, обязательны для исполнения.

В сети распространились данные о том, что принят новый закон о водоохранной зоне в 2020 году, однако это не совсем верно. Изменения внесены в действующие нормативные акты, ответственность за нарушения законодательства увеличилась. Подробнее читайте в статье. Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса – это понятия, введенные Водным кодексом РФ (ВК РФ), соблюдать установленный на них режим пользования обязаны все граждане и юридические лица.
Подробнее читайте в статье. Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса – это понятия, введенные Водным кодексом РФ (ВК РФ), соблюдать установленный на них режим пользования обязаны все граждане и юридические лица.

В статье 65 содержится не только определения этих терминов, но и запреты, вводимые законодателем. Правила установки на местности этих зон утверждены Постановлением Правительства РФ №17 от 10.01.2009. Наказания за нарушения правил использования объектов на территории таких зон и защитных полос установлены Кодексом об административных правонарушениях (ст.

8.13 и 8.42 в зависимости от обстоятельств правонарушения). Кроме того, существует СанПиН 2.1.4.1110-02, актуальный для территорий, признанных источником питьевой воды. Характеристики земельного участка можно узнать в его кадастровом паспорте.

В 2020 году вступят в силу изменения, внесенные в 2018 в ВК РФ и КоАП РФ.

ВДЗ — это определенной ширины территория, которая:

  1. имеет специальный режим ее использования.
  2. примыкает к береговой линии водоема;

Это определение применимо и к другим водным объектам. Прибрежная защитная полоса – это территории внутри ВДЗ, на которой устанавливаются дополнительные ограничения и запреты. ВДЗ вводится в целях защиты среды обитания растений, рыб и животных, а также в целях предотвращения:

  1. заиления объекта;
  2. его засорения.
  3. истощения вод;

Водоохранные зоны рек, озер и т.

д. – это не прихоть законодателей, они вводятся для того, чтобы защитить водные объекты от загрязнения, что является большой проблемой в современном обществе, учитывая их важность для обеспечения человека необходимыми ему ресурсами. Многие знают, что стоянка автотранспорта в водоохранной зоне по закону запрещается. Движение автомашин по территории зоны также не допускается.

Исключение введено только для специально оборудованных дорог и стоянок, имеющих твердое покрытие. При этом территория, подпадающая под это определение, должна быть обозначена специальными дорожными знаками. Для сведения, ширина ВОЗ устанавливается в следующих значениях:

  1. рек и ручьев длиной от 50 км и более — 200 м;
  2. для рек и ручьев длиной до 10 км — 50 м;
  3. рек и ручьев длиной до 50 км — 100 м;
  4. для моря — 50 м.
  5. для озер и водохранилищ — 50 м;

За нарушение особого режима этих зон грозит штраф по ст.

8.42 КоАП РФ на граждан в размере от 3000 до 4500 рублей. При этом для юрлиц штрафы установлены более солидные — от 200 000 до 400 000 рублей. Если территория не оборудована специальным знаком, возможно привлечение нарушителя по ст. 8.13 КоАП РФ за нарушение режима на водосборах объектов (территория с которой объект получает поступление воды).
8.13 КоАП РФ за нарушение режима на водосборах объектов (территория с которой объект получает поступление воды). Штраф составит для граждан — от 500 до 1000 рублей, для юрлиц — от 80 000 до 100 000 рублей.

В 2018 году были внесены изменения в ВК РФ. В ст. 65 была внесена ч. 16.2, в соответствии с которой устанавливается, что на ВОЗ, расположенных в лесных массивах, отнесенных к защитным, действуют также ограничения, установленные лесным законодательством.

Вступают в силу поправки с 1 июля.

Также внесены изменения в КоАП РФ, введены новые части в ст.

8.42, которые устанавливают ответственность за нарушение санитарных правил на территориях, отнесенных к источниками водоснабжения.

На какое расстояние распространятся водоохранная зона, за сколько метров можно ставить машину от водоема? Границы водоохранной зоны должны быть обозначены специальными знаками. Кроме того, в соответствии со ст. 65 ВК РФ допускается стоянка на специально оборудованных для этого площадках с твердым покрытием.

65 ВК РФ допускается стоянка на специально оборудованных для этого площадках с твердым покрытием. Какие ограничения по строительству существуют на водоохранной зоне?

В соответствии со ст. 65 ВК РФ в границах ВДЗ запрещено создавать:

  1. хранилищ агрохимикатов.
  2. автозаправочных станций;
  3. станций техобслуживания;
  4. объекты размещения отходов, взрывчатых, ядовитых веществ;

Строительство домов и хозяйственных объектов допускается при условии оснащения их очистными сооружениями или системами водооотведения. Устанавливает ли закон о водоохранной зоне, Водный кодекс РФ, ст. 65, штрафы за мытье машины в реке?

На основании чего назначается наказание за такое действие, если напрямую в законе оно не указано?

Водный кодекс РФ регулирует вопросы водопользования и не устанавливает штрафные санкции за нарушения введенных им правил, для этого существует КоАП. Но и в нем действительно не указано такое конкретное правонарушение, как мытье машины в реке, впрочем, как и стоянка у берега. Однако это не означает, что данные действия разрешены.

В статьях КоАП есть отсылки к правилам использования (они установлены в ст. 65 ВК РФ) и санитарным правилам (СанПиН 2.1.4.1110-02), а последние не допускают стоянку транспортных средств у воды и слив ядовитых жидкостей.

Это является нарушением правил использования ВДЗ и наказывается по ст.

8.42 КоАП РФ. ⇐Подписывайтесь на наш канал в !⇒ Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Компенсация на детей от 3 до 16 лет была анонсирована президентом в ходе выступления Информация для кадровиков в связи с голосованием за поправки в Конституцию РФ В Москве дополнительные временные ограничения не установлены Пока для граждан в РФ вводится режим изоляции и самоизоляции

Водоохранная зона водного объекта

Содержание

  1. Похожие статьи
  2. Отдых в границах водоохранной зоны: палатка, костер
  3. Что считается водоохранной зоной?
  4. Заключение
    • Похожие статьи
  5. Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов
  6. Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы
  7. Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения
  8. Порядок установления водоохранной зоны
  9. Обозначение водоохранной зоны на местности
  10. Дополнительные запреты и ограничения в водоохранной зоне
  11. Все водные объекты с водоохранной зоной
  12. Размеры водоохранных зон
  13. Штрафы за нарушение правил в водоохранной зоне: виды, размеры, кто имеет право штрафовать

Сегодня предлагаем Вам разобраться в теме, с которой на практике в жизни может столкнуться каждый. Речь пойдёт о водоохранных зонах: о том, что это такое, как устанавливается, что можно там делать, а что нельзя.

Водоёмов в России пруд пруди, поэтому знать это надо каждому, чтобы поездка на рыбалку или строительство домика на живописном берегу реки не обратилось привлечением к ответственности. Итак, начнём!Что считается водоохранной зоной?Водоохранной зоной признаётся территория, которая примыкает к границе какого-либо водного объекта (море, река, канал, озеро и т.д.) и на которой устанавливается особый режим её использования.

Проще говоря, это часть суши, на которой заканчивается водный объект и начинается земля, имеющая определённую ширину вглубь берега.Водоохранная зона относится к зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).

Её назначение состоит в том, чтобы защитить водоём от засорений и загрязнений, сохранить благоприятную среду для водных и прибрежных обитателей. Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосыНаряду с понятием «водоохранная зона» существует понятие «прибрежной защитной полосы». Разберёмся, в чем состоит отличие между ними.

На самом деле, прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, непосредственной прилегающей к границе водоёма. В некоторых случаях границы прибрежной защитной полосы могут совпадать с границами водоохранной зоны (например, для рек и ручьёв, длина которых меньше 10 км).

На неё в полной мере распространяется особый режим, устанавливаемый для водоохранной зоны.Отличие заключается в том, что в пределах прибрежной защитной полосы устанавливаются дополнительные ограничения, которые не распространяются на остальную часть водоохранной зоны. В пределах прибрежной защитной полосы запрещается пахать земли, сваливать размытый грунт, пасти скот, организовывать детские лагеря и ванны.

Ниже приведена картинка для наглядности:Все водные объекты с водоохранной зонойИз статьи 65 Водного кодекса следует, что водоёмами, вокруг которых устанавливается водоохранная зона, являются:

  1. каналы;
  2. моря;
  3. озёра;
  4. водохранилища.
  5. ручьи;
  6. реки;

Не устанавливаются водоохранные зоны для:

  1. ледников, снежников, родников, гейзеров, болот и озер внутри болот;
  2. прудов и обводненных карьеров;
  3. озер и водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км, не имеющих особо ценного рыбохозяйственного назначения;
  4. рек и их частей, помещенных в закрытые коллекторы;

Водоохранная зона не устанавливается либо для водоёмов, для которых это прямо указано в статье 65, либо для тех водных объектов, для которых не устанавливается береговая полоса (полоса земли вдоль границы водоёма водного объекта).

Порядок установления водоохранной зоныПорядок установления водоохранных зон регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 29.04.2016)

«Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»

.Установлением водоохранной зоны занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём: • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.

• Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).Для установления границ водоохранной зоны органы осуществляют следующие действия: 1) Определяют ширину водоохранной зоны; 2) Описывают границы зоны, их координаты и опорные точки; 3) Фиксируют границы водоохранной зоны на картах; 4) Устанавливают границы водоохранной зоны на местности (размещают информационные знаки); 5)Представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ВЗ, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН границы водоохранной зоны считаются установленными.

Обозначение водоохранной зоны на местностиОрганы, занимающиеся установлением границ водоохранной зоны, в обязательном порядке размещают на всем протяжении границ водоохранной зоны специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  1. в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
  2. в местах пересечения водных объектов дорогами;
  3. в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);

Требования к информационным знакам установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249

«Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»

.

Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер — 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров.

Выглядит такой знак следующим образом:Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности (более подробно об этом далее).

Размеры водоохранных зонВодоохранные зоны имеют определённые границы, которые устанавливаются в пределах тех размеров, которые закреплены в Водном кодексе. Размер зоны зависит от объекта, в отношении которого она устанавливается. Можно заметить следующую тенденцию: чем больше по размеру сам водоём, тем больше его водоохранная зона.

Размеры водоохранной зоны в зависимости от объекта имеют следующие значения:

  1. Для рек и ручьев:

1) до 10 км– 50 м. В данном случае границы водоохранной зоны буду совпадать с прибрежной защитной полосой;2) 10 – 50 км — 100 м.3) больше 50 км – 200 м.

  1. Для озёр и водохранилищ – 50 м (для водохранилищ на водотоке – по ширине водотока).
  2. Для моря – 500 м.
  3. Для каналов — совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Полосы отвода каналов определяются в соответствии со строительными правилами и зависят от ряда факторов (пропускной способности канала, тип его устройства и пр.).

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер водоохранной зоны. Если водоём находится за пределами населённого пункта, то ширина водоохранной зоны отсчитывается от границы водного объекта, для морей – от линии максимального прилива.

Если у водоёма есть набережная, то ширина отсчитывается от парапета набережной.Если необходимо установить водоохранную зону в населённом пункте, то при определении её ширины, наоборот, приоритетной точкой отсчёта является парапет набережной, и только в случае её отсутствия ширина отсчитывается от границы водоёма.

Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедовНачнём рассказывать про ограничения на территории водоохранной зоны с того, какой режим установлен для нахождения в ней транспортных средств (далее — ТС).В Водном кодексе сказано, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием. В ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определяется как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».

То есть по дорогам, которые расположены на территории водоохранной зоны, можно спокойно передвигаться, а машину без риска можно оставить на её обочине. По остальной территории передвигаться нельзя. Что же касается специально оборудованных мест, то обычно их очень мало, а найти достаточно трудно.Исключением из правила являются специальные транспортные средства, которые могут ездить и останавливаться в водоохранной зоне.

Разберёмся, какой транспорт можно считать в данном случае специальным.Понятие специального транспортного средства установлено в пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10.09.09 N 720):- это

«транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)»

. Кроме того, Минприроды относит к таковым транспортные средства МЧС, «скорую помощь», транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных спецслужб.

При этом движение и стоянка перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается только при осуществлении ими своих полномочий.Указанные правила распространяются не только на автомобили, но и на мотоциклы.

В ПДД сказано, что «транспортное средство» – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятия «мотоцикл» и «мопед» также определяются как транспортные средства.

Это необходимо помнить и иметь в виду, иначе есть возможность получить штраф.В связи с этим в пределах водоохранных зон также не допускается размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.

Отдых в границах водоохранной зоны: палатка, костерСпециальных правил, регламентирующих этот вопрос, не установлено. Тем не менее, это не значит, что на территории водоохранной зоны можно делать всё, что душе угодно. Необходимо вспомнить про цели, ради которых она устанавливается – противодействие загрязнению водоёмов и сохранение благоприятной окружающей среды.

Нужно соблюдать простые правила: увозить мусор, не выкидывать отходы в водоём, разжигать костры на отведённых площадках, палатки ставить аккуратно. Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограниченияЕщё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны?

Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны.

Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления.

Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.При этом следует помнить, что строительство должно производиться таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.Никаких дополнительных разрешений или взаимодействий с государственными органами касательно территории водоохранной зоны не требуется.Дополнительные запреты и ограничения в водоохранной зонеТакже п.

15 ст. 65 Водного кодекса установлены запреты на следующие виды деятельности:

  1. осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  2. размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  3. сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  4. разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
  5. использование сточных вод для удобрения почв;
  6. размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,

На территории прибрежной защитной полосы как части водоохранной зоны, как уже было сказано, устанавливаются дополнительные ограничения.Кроме того, дополнительные ограничения устанавливаются Лесным кодексом в случае, если на территории водоохранной зоны находится лес. В таком случае на территории водоохранной зоны запрещается:

  1. создание и эксплуатация лесных плантаций;
  2. размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
  3. использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  4. сплошные рубки лесных насаждений;

Штрафы за нарушение правил в водоохранной зоне: виды, размеры, кто имеет право штрафоватьОсобый режим в отношении территорий водоохранной зоны устанавливается не просто так. За его несоблюдение предусмотрена административная ответственность.

Рассмотрим виды правонарушений, за которые привлекают к ответственности за нарушение законодательства о режиме водоохранной зоны:1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (в том числе парковка в водоохранной зоне) (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ)Штраф:

  1. для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.
  2. для должностных лиц — от 8000 до 12 000 руб.;
  3. для граждан – от 3000 до 5000 руб.;

2.

Уничтожение и повреждение информационных знаков, определяющих границы водоохранных зон (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ)Штраф:

  1. для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  2. для должностных лиц – от 5000 до 10000 руб.;
  3. для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

3. Невыполнение требований по оборудованию объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов (статья 8.45 КоАП РФ)Штраф:

  1. для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб.;
  2. для граждан – от 3000 до 4000 руб.;
  3. для юридических лиц – от 500 000 до 1 млн. руб.

Повторное нарушение в течение года карается ещё большими штрафами и возможностью приостановления деятельности.

Также такое дело рассматривается в суде.4. Повреждение сооружений водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ)Штраф:

  1. для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  2. для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.
  3. для граждан – 1000 – 1500 руб.;

5.

Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ч 2 ст.

8.12 КоАП РФ)Штраф:

  1. для граждан – 3000 – 5000 руб.;
  2. для ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  3. для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;
  4. для юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административном правонарушении по перечисленным выше административным делам вправе составлять сотрудники полиции. Рассматривают такие дела государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.Избежать штрафов несложно, главное — быть внимательным к информационным знакам, очерчивающим границы водоохраной зоны, а также следовать правилам, которые были подробно описаны в нашей статье.

Перед тем, как осуществлять строительство на земельном участке, необходимо удостовериться, что земельный участок не находится в водоохранной зоне, заказав выписку в Росреестре.ЗаключениеВ заключение скажем, что правил, регламентирующих режим водоохранной зоны, не так уж и много, а их знание может уберечь Вас от незапланированных финансовых потерь.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+