Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении как правильно

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении как правильно

2. Общие правила проведения инвентаризации

2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в и настоящих Методических указаний.2.2.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.2.3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение <*> регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации ———————————<*> Формы, приведенные в — являются примерными.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «__________» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.2.5.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации <*> не менее чем в двух экземплярах.———————————<*> В дальнейшем инвентаризационные описи, акты инвентаризации именуются описи.

Примерные формы описей и актов приведены в — к настоящим Методическим указаниям.2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.2.7.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.

Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись.

Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.2.8.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.2.9. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей.

Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.2.11. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.2.12.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.2.13. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.2.14.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно — к настоящим Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.2.15. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации.

Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций 2.16.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Открыть полный текст документа

Порядок проведения инвентаризации в бюджетной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 336.717.6 ББК 65.052.207 С 32 Л.А.

Сергеева Кандидат педагогических наук, главный бухгалтер Адыгейского государственного университета. Тел. (8772) 593-717. Порядок проведения инвентаризации в бюджетной организации (Рецензирована) Аннотация: В статье рассматриваются особенности проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы.

Подробно описывается, как правильно проводить инвентаризацию, отражать ее результаты и соблюдать требования трудового законодательства при взыскании недостач с виновного лица. Ключевые слова: инвентаризация, бюджетный учет, инвентаризационная комиссия, первичные документы, излишки, недостачи, виновное лицо. L.A. Sergeeva Candidate of Pedagogy, Chief Accountant of Adyghe State University.

Ph. : (8772) 593-717. Order of carrying out inventory in the budgetary organization Abstract: The paper discusses features of carrying out inventory in the organizations of the budgetary sphere. The author describes in detail the correct carrying out inventory, reflection of its results and observation of requirements of the labour legislation at collecting the shortage from the guilty person. Key words: inventory, the budgetary account, the inventory commission, primary documents, surpluses, the shortage, the guilty person.

Инвентаризация — это проверка, оценка и документальное подтверждение фактического наличия числящегося на балансе имущества учреждения данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки имущества.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 «О бухгалтерском учете» порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются приказом об учетной политике организации.

Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий (п. 5 ст. 8 Закона). Согласно п. 7 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г.

№ 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением (органом казначейства, финансовым органом) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации [1]. В свою очередь, порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49. В некоторых случаях проведение инвентаризаций в бюджетном учреждении обязательно.

Они перечислены в статье 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»: — при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; — при смене материально-ответственных лиц; — при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; — в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; — при реорганизации или ликвидации организации; — в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризацию в бюджетном учреждении проводят в несколько этапов.

Подготовительные мероприятия (основные): — составление приказа о проведении инвентаризации по форме, утвержденной Приложением 1 к Методическим указаниям; — назначение инвентаризационной комиссии; — определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества; iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — разработка внутренней инструкции; — получение расписок от материально-ответственных лиц; — определение остатков имущества и обязательств по учетным данным и т.п. Для проведения инвентаризации в каждом бюджетном учреждении должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а в крупных организациях и учреждениях — еще и рабочие инвентаризационные комиссии.

В состав комиссий обязательно включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), а также могут быть включены представители службы внутреннего аудита (внутреннего контроля) и независимых аудиторских организаций.

Поскольку отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными, следует включать в состав комиссий только тех лиц, которые ответственно подойдут к исполнению возложенных на них обязанностей. Персональный состав инвентаризационных комиссий должен быть утвержден руководителем учреждения, причем соответствующий приказ (постановление, распоряжение) необходимо зарегистрировать в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока ее проведения. Перед началом инвентаризации должен быть оформлен приказ о ее проведении с указанием членов комиссии, сроков проведения инвентаризации и перечня имущества и обязательств, подлежащих проверке.

Этот приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации [5].

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии должен завизировать все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на «.» (дата)».
Председатель инвентаризационной комиссии должен завизировать все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на «.» (дата)».

Эта запись послужит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества по учетным данным к началу инвентаризации. Натуральная (вещественная) и документальная проверка: — выявление, взвешивание, обмеривание, таксировка, подсчет ценностей; — использование данных о существующих оценках имущества и обязательств; — оформление актов инвентаризации и инвентаризационных описей. Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению (лаборатория, класс, мастерская и т.п.) и по каждому материально-ответственному лицу. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. Сравнительно-аналитические мероприятия: — проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бухгалтерского учета; — выявление расхождений; — составление сличительных ведомостей и определение причин расхождений данных фактического наличия с учетными данными; — подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации. Заключительные мероприятия: — оформление ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией; — внесение бухгалтерских записей в учетные регистры по результатам инвентаризации; — издание приказа руководителя об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к административной ответственности виновных лиц [4].

Оформление результатов инвентаризации производится при помощи первичных документов — инвентаризационных описей, ведомостей, актов и т.д.

В бюджетных учреждениях в ходе проведения инвентаризации заполняются первичные документы, формы которых утверждены приказом Минфина России от 23.09.2005 № 23н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета». Для каждого объекта учета предусмотрены соответствующие формы инвентаризационных описей, например: — ф. 0504082

«Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств»

; — ф.

0504087

«Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов»

; — ф.

0504088

«Инвентаризационная опись наличных денежных средств»

; — ф. 0504089

«Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»

; — ф. 0504091 «Инвентаризационная опись расчетов по доходам»; — ф.

0504086 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов»; iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — ф. 0504092 «Ведомость расхождений по результатам инвентаризации». Следует отметить, что полное соответствие учетных данных содержанию первичных документов не всегда означает, что при документировании фактов хозяйственной деятельности организации и их отражении в учете не было допущено нарушений.
Следует отметить, что полное соответствие учетных данных содержанию первичных документов не всегда означает, что при документировании фактов хозяйственной деятельности организации и их отражении в учете не было допущено нарушений. Эти нарушения могут быть вызваны разными причинами.

Например: ошибки в учетных записях в результате неправильного оприходования материальных ценностей; различного рода злоупотребления (обмеры, обвесы, хищения и пр.); изменения количественного и качественного состояния товарно-материальных ценностей вследствие естественного природного воздействия и т.п.

Чтобы избежать разного рода ошибок, инвентаризацию необходимо правильно организовать и провести, подготовить всю необходимую документацию, своевременно и грамотно отразить результаты. После того как фактическая проверка наличия ценностей завершена и инвентаризационные описи подписаны всеми членами комиссии и материальноответственными лицами, они передаются в бухгалтерию, где производятся таксировка (оценка описанных ценностей в денежном выражении) и сверка данных о фактическом наличии имущества (по описям) с учетными данными (по бухгалтерским регистрам). В случаях выявления расхождений между фактическими и учетными данными составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф.

№ 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), должны быть составлены отдельные сличительные ведомости. После этого инвентаризационная комиссия вносит предложения о регулировании выявленных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета.

Однако окончательное решение о порядке урегулирования расхождений принимает руководитель учреждения. Ведомость расхождений по результатам инвентаризации является основанием для составления комиссией Акта о результатах инвентаризации (ф. № 0504835). Данный акт должны подписать все члены комиссии, а утвердить его должен руководитель учреждения.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: — излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма у бюджетных организаций зачисляется на увеличение доходов от реализации активов; — недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц, а если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются у бюджетной организации на уменьшение доходов от реализации активов [3]. В случае если в результате инвентаризации обнаружены излишки материальных ценностей, они должны быть оприходованы исходя из их рыночной стоимости на момент обнаружения. В соответствии с пунктом 13 Инструкции № 148н под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

Чаще всего возникновение излишков связано с ошибками при оприходовании или при отпуске ценностей. При оприходовании излишков дебетуется соответствующий счет бюджетного учета имущества с учетом признака вида деятельности и кредитуется счет 040101180 «Прочие доходы». Списание недостач в бюджетном учете производится с использованием счета 040101172 «Доходы от реализации активов», в дебет которого списывается балансовая стоимость недостающих ценностей, а в кредит относится сумма взыскиваемого с виновных лиц ущерба.

Для расчета по возмещению ущерба предназначен счет 020900000 «Расчеты по недостачам», к которому предусмотрены счета аналитического учета в зависимости от характера недостач. В случае обнаружения недостачи бухгалтер должен в первую очередь определить, применяются ли нормы естественной убыли. Если применяются, то необходимо списать недостающие ценности в пределах норм естественной убыли с бюджетного учета в дебет счета 210604340

«Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

с кредита счетов 210501440 — 210507440 в зависимости от видов недостающих ценностей.

Далее нужно списать недостающие ценности сверх естественной убыли с бюджетного учета. Если обнаружена недостача материальных запасов сверх норм естественной убыли, их балансовая стоимость списывается в дебет счета 040101172 «Доходы от реализации активов» с кредита соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы».

Если обнаружена недостача основных средств, сначала следует списать сумму амортизации: дебет счета 010401410 — 010408410

«Уменьшение стоимости (соответствующего вида основных средств) за счет амортизации»

с кредита счета 010101410 — 010108410 «Уменьшение стоимости (соответствующего вида основных средств)».

Далее остаточная стоимость, сформированная на соответствующем аналитическом счете 010100000 «Основные средства», подлежит списанию в дебет счета 040101172 «Доходы от реализации активов».

Аналогичным образом нужно поступать и при обнаружении недостач нематериальных активов — амортизация списывается с дебета счета 010408420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации» в кредит счета 010201420 «Уменьшение стоимости и материальных активов», а остаточная стоимость списывается с кредита счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов» в дебет счета 040101172 «Доходы от реализации активов».

Аналогичным образом нужно поступать и при обнаружении недостач нематериальных активов — амортизация списывается с дебета счета 010408420

«Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации»

в кредит счета 010201420 «Уменьшение стоимости и материальных активов», а остаточная стоимость списывается с кредита счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов» в дебет счета 040101172 «Доходы от реализации активов». После отражения в бухгалтерском учете недостачи сверх норм естественной убыли необходимо составлять дальнейшие бухгалтерские записи по ее урегулированию, установив при этом виновное лицо. Обычно виновниками недостачи являются материально-ответственные лица, которым были вверены эти ценности и с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.

Если виновные лица установлены, руководитель организации принимает решение о взыскании суммы недостачи с виновного лица. В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ размер ущерба определяется исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета (с учетом степени его износа). На практике может сложиться ситуация, когда виновное лицо не выявлено либо во взыскании недостачи отказано судом.

Чаще всего отсутствие виновного лица имеет место в случае кражи имущества учреждения. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работникам работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения (ст. 247 Трудового кодекса РФ). Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Руководитель учреждения может уполномочить инвентаризационную комиссию осуществлять такую проверку.

Проверка должна быть проведена в обязательном порядке, и в дальнейшем работник (или его представитель) имеет право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в установленном порядке. И если работник докажет, что проверка, предусмотренная статьей 247 Трудового кодекса РФ, не проводилась или проводилась с нарушениями, и, как следствие, его вина в возникновении ущерба не доказана (не документирована), суд может отказать во взыскании ущерба с работника.

Для установления причины возникновения ущерба с работника необходимо истребовать письменное объяснение. Если работник отказывается или уклоняется от предоставления такого объяснения, необходимо составить соответствующий акт, который затем приобщается к материалам проверки.

Именно материалы такой проверки служат обоснованием правомерности взыскания с работника сумм причиненного ущерба, как в добровольном, так и в судебном порядке [2]. При наличии договора о полной материальной ответственности работодатель не всегда имеет возможность полностью взыскать всю сумму ущерба без обращения в суд. Согласно статье 248 ТК РФ, по распоряжению работодателя производится взыскание с виновного работника только той части суммы причиненного ущерба, которая не превышает его среднего месячного заработка.

Причем такое распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если работник добровольно согласен возместить причиненный работодателю ущерб (полностью или частично), в том числе и в сумме, превышающей его средний месячный заработок, то обращаться в суд не придется.

Однако если работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, равно как и в случае, если месячный срок для издания распоряжения о взыскании суммы ущерба с работника уже истек, — взыскание может осуществляться только судом. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику (Ст.

138 ТК РФ). Причем эти 20% рассчитываются не от общей величины начисленных сумм, а от величины чистого дохода за вычетом НДФЛ, удержанного из начисленных работнику сумм. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Отражение задолженности виновника по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате недостачи, сопровождается начислением дохода в размере взыскиваемой с виновника суммы, который полностью или частично перекроет сумму ущерба (балансовую стоимость недостающих ценностей).

Сумма взыскания относится — в зависимости от вида деятельности — с кредита счета 040101172 «Доходы от реализации активов» в дебет счетов: — 020901560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств» — при взыскании с виновного лица суммы недостачи основных средств; — 020902560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам нематериальных активов» — при взыскании с виновного лица суммы недостачи нематериальных активов; — 020904560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» — при взыскании с виновного лица суммы недостачи запасов.

Если виновное лицо погашает недостачу путем внесения денежных средств в кассу учреждения, то составляется запись: Дебет счета 020104510 «Поступления в кассу» Кредит счетов 020901660 — 020905660 «Погашение дебиторской задолженности по недостачам (соответствующих видов активов). В случае погашения недостачи имуществом, необходимо оприходовать имущество, полученное от виновного лица, и одновременно списать погашенную задолженность виновника.

Принятие к бюджетному учету имущества, поступающего в натуральной форме в возмещение ущерба, причиненного виновным лицом, отражается записями: Дебет счетов 010101340 — 010109340

«Увеличение стоимости (соответствующего вида основных средств), 010501340 — 010507340 «Увеличение стоимости (соответствующего вида материальных запасов) Кредит счета 040101172 «Доходы от реализации активов»

Одновременно отражается погашение задолженности виновника бухгалтерской записью: Дебет счета 040101172 «Доходы от реализации активов» Кредит счета 020901660 — 020905660 «Погашение дебиторской задолженности по недостачам. (соответствующих видов активов). Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и контроль за имуществом, активами и обязательствами в бюджетных учреждениях — это не только одна из основных задач бухгалтерии бюджетного учреждения.

Инвентаризация имущества, активов и обязательств бюджетных учреждений — еще и средство информирования государства об эффективности инвестиций в такие значимые сферы государственного влияния, как здравоохранение, образование, культура, управление, которые выполняют социальнозначимые для государства функции — защиту и обеспечение прав населения. Примечания: 1. Инструкция по бюджетному учету: утв.

Приказом МФ РФ от 30 декабря 2008 г. №. 148н. // СПС КонсультантПлюс.

М., 2010. Загл. с экрана. 2. Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2007. 3. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Проспект, 2008. 4. Мизиковский Е.А., Маслова Т.С. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.

М.: Магистр, 2008. 5. Шишкоедова Н.Н. Инвентаризация: особенности организации, проведения и бюджетного учета // Советник бухгалтера бюджетной сферы.

2009. №10.

Готовимся к инвентаризации

Важное 28 августа 2020 г. 13:08 Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «» В консультации рассмотрим, в каких случаях в государственных (муниципальных) учреждениях необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств, что предусмотреть в учетной политике, как оформить приказ на проведение данного мероприятия, кого включить в состав инвентаризационной комиссии, какие функции и полномочия возложить на нее, в какие сроки проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация активов и обязательств проводится в учреждениях в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. В ходе этого мероприятия осуществляются:

  1. проверка соответствия объектов имущества критериям признания их активами;
  2. проверка сохранности имущества, в том числе выявление недостач и неучтенного имущества;
  3. определение признаков возможного обесценения активов;
  4. проверка правильности и обоснованности расчетов с дебиторами и кредиторами (по доходам, с подотчетными лицами, по оплате труда, с бюджетом и т. д.), в том числе выявление просроченной, безнадежной дебиторской задолженности, невостребованной кредиторской задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности).

Основные требования к инвентаризации активов и обязательств в учреждениях бюджетной сферы изложены в разд. VIII СГС «Концептуальные основы».

Проведение инвентаризации в учреждениях обязательно (п.

80 СГС «Концептуальные основы»):

  1. в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными правовыми актами РФ.
  2. при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  3. при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  4. в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  5. при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

Так, к иным обязательным случаям относится проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской отчетности (далее – годовая ) (п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н).

Согласно положениям отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, а также разъяснениям Минфина в целях проведения инвентаризации активов и обязательств в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть: 1) основания и сроки проведения инвентаризации (п.

80 СГС «Концептуальные основы»); 2) порядок проведения инвентаризации активов, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета (п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), в том числе:

  1. нематериальных активов;
  2. запасов (в том числе материальных запасов и незавершенного производства);
  3. имущества, учтенного на забалансовых счетах;
  4. расчетов по доходам и обязательствам учреждения;
  5. резервов предстоящих расходов (п. 26 СГС «Резервы»);
  6. непроизведенных активов;
  7. основных средств (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237);
  8. объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83463);
  9. денежных средств и денежных документов;

3) порядок проведения теста на обесценение активов (выявление признаков возможного обесценения актива) (п.

6 СГС «Обесценение активов»). Дополнительно в документы учетной политики могут быть включены:

  1. формы документов по оформлению мероприятий, осуществляемых в рамках инвентаризации (помимо унифицированных форм, предусмотренных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н), например, приказ о проведении инвентаризации, приказ об утверждении результатов инвентаризации, протокол заседания инвентаризационной комиссии, акты (протоколы, расчеты) по выявлению признаков обесценения активов, по оформлению результатов обесценения активов.
  2. порядок работы инвентаризационной комиссии (положение об инвентаризационной комиссии);

Также в силу Приказа Минфина РФ № 52н в учетной политике закрепляется способ указания статуса объекта учета (по его наименованию и (или) коду) в графе 8 инвентаризационной описи (ф.

0504087), в которой отражается информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот, например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»; для материальных запасов: «в запасе (для использования)», «в запасе (на хранении)», «ненадлежащего качества», «поврежден», «истек срок хранения»; для объектов незавершенного строительства: «строительство (приобретение) ведется», «объект законсервирован», «строительство объекта приостановлено без консервации», «передается в собственность иному публично-правовому образованию». При разработке порядка проведения инвентаризации в составе учетной политики учреждение может использовать отдельные положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания).

Необходимо отметить, что этот документ не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в учреждениях бюджетной сферы. Вместе с тем некоторые его положения, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики (письма Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553, от 01.08.2019 № 02-07-10/58207). При принятии решения о проведении инвентаризации активов и обязательств издается приказ руководителя, в котором указываются:

  1. причины проведения инвентаризации;
  2. состав инвентаризационной комиссии.
  3. виды имущества и расчетов, подлежащих инвентаризации;
  4. дата начала и окончания инвентаризации;

Унифицированной формы приказа о проведении инвентаризации, разработанной специально для госучреждений, нет.

Такой распорядительный документ может быть составлен в произвольном виде либо по форме ИНВ-22

«Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»

, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (форма содержится в Методических указаниях). В учреждении может быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств дополнительно могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий определяется руководителем или иным уполномоченным лицом учреждения. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены:

  1. другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).
  2. работники бухгалтерской службы;
  3. представители администрации учреждения;
  4. работники службы внутреннего финансового контроля;

Следует отметить, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера (Письмо Минфина РФ от 19.05.2020 № 02-07-10/41023). Однако ранее финансовое ведомство указывало, что участие бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации, и является обязательным (Письмо от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).

Обратите внимание: отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. В целях организации деятельности инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) целесообразно включить в порядок проведения инвентаризации учреждения (утвержденный в составе документов учетной политики) отдельные положения об инвентаризационной комиссии, в которых будет указан порядок ее работы, в том числе функции и полномочия, которые на нее возлагаются.

Приведем пример таких положений.

1. В целях проведения инвентаризации активов и обязательств в учреждении создается инвентаризационная комиссия. При необходимости может создаваться несколько рабочих инвентаризационных комиссий. 2. Состав инвентаризационной комиссии, основания и сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказом руководителя учреждения.

3. На основании приказа руководителя до начала проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия: а) разрабатывает график ее проведения и доводит до ответственных должностных лиц учреждения и руководителей структурных подразделений; б) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи. 4. Инвентаризационная комиссия имеет право: а) требовать от руководителей структурных подразделений необходимую документацию по проверяемым объектам учета; б) осуществлять иные действия, в рамках своих функций и полномочий, определенных в данном положении. 5. Инвентаризационная комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции и полномочия: а) проверяет фактическое наличие инвентаризируемых объектов учета; б) определяет причины выхода из строя имущества (например, износ, нарушение нормальных условий эксплуатации); в) определяет соответствие учтенного имущества критериям признания его активом; г) проверяет документацию на инвентаризируемые объекты; д) проводит осмотр имущества, подлежащего списанию, и устанавливает его непригодность к дальнейшему использованию или возможность его восстановления; е) выявляет признаки обесценения имущества учреждения; ж) определяет возможность использования отдельных деталей, материалов и других частей списываемого имущества; з) обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств; и) устанавливает лиц, по вине которых допущена недостача, уничтожение имущества учреждения; к) обеспечивает правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации; л) представляет руководителю учреждения предложения о привлечении виновных лиц к ответственности, установленной законодательством; м) вносит предложения по устранению выявленных нарушений и т.

п. 6. Члены инвентаризационной комиссии несут ответственность:

  1. за искажение результатов проведенной ими инвентаризации;
  2. за несоблюдение конфиденциальности информации.
  3. за сохранность и возврат полученных документов;

7.

По истечении срока, установленного для проведения инвентаризации, инвентаризационная комиссия представляет руководителю: а) протокол заседания комиссии, в котором отражаются итоги проведенной инвентаризации, в том числе указываются (при наличии):

  1. предложения по дальнейшим действиям в отношении имущества не соответствующего критериям признания его активом (восстановление или списание), а также имущества, имеющего признаки обесценения, и иные предложения;
  2. предложения по возмещению ущерба имуществу виновными лицами, о привлечении их к ответственности;
  3. причины образования излишков и недостач, предложения по определению справедливой стоимости данных объектов;
  4. причины образования просроченной задолженности по расчетам и обязательствам и предложения по урегулированию такой задолженности;

б) акт о результатах инвентаризации (ф.

0504835) с приложением ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф.

0504092) на утверждение. Нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в учреждениях бюджетной сферы, не содержат указаний на обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершении финансового (отчетного) года. По общим правилам годовая инвентаризация в учреждениях проводится не ранее 1 октября текущего отчетного года. Хотя у финансистов по этому поводу имеются различные мнения.

Согласно Письму от 22.10.2019 № 02-07-10/81064 проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов. По мнению автора, если следовать данным указаниям, результаты инвентаризации расчетов и обязательств, проведенной по состоянию на 31 декабря и позднее, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности как (при условии, что все документы от контрагентов поступят до утверждения отчетности).

Однако с контрагентами может затянуться, и в этом случае есть риск, что результаты инвентаризации будут сформированы уже после утверждения отчетности. В другом письме финансовое ведомство поясняет, что проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской отчетности до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале отчетного года), является одним из методов предварительного финансового контроля и не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности(Письмо от 10.02.2020 № 02-07-10/8553). Исходя из разъяснений в последнем письме учреждение вправе предусмотреть сроки для проведения годовой инвентаризации в IV квартале отчетного года, в том числе по расчетам с дебиторами и кредиторами.

Если срок представления годовой бухгалтерской отчетности учредителю (соответствующим финансовым органам) позволяет сделать сверку расчетов с дебиторами и кредиторами на 31 декабря отчетного года, то в учетной политике можно предусмотреть срок проведения инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам в январе, с последующим отражением результатов инвентаризации в учете и отчетности как событий после отчетной даты.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+