Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Ксарокопирование и ндс в образовательных учреждениях

Ксарокопирование и ндс в образовательных учреждениях

Ксарокопирование и ндс в образовательных учреждениях

Платные услуги библиотеки вуза: учет и налогообложение

Важное 04 октября 2012 г. 11:18 А.Л. Опальская, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Института экономики и управления Минэкономразвития России (г. Москва) Журнал «» № 10, октябрь 2012 г.

Библиотека бюджетного образовательного учреждения может оказывать платные услуги в соответствии с уставом, например, ксерокопирование документов.

Важно знать условия оказания таких услуг и порядок отражения в бухучете операций по их предоставлению.

Правила оказания услуг В соответствии со статьей 45 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.
№ 3266-1 «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Правила оказания таких услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г.

№ 505. В их числе можно назвать платные услуги библиотек, к которым относятся предоставление доступа пользователям к библиотечным фондам (электронным ресурсам и документам на бумажных и иных неэлектронных носителях), ксерокопирование и иные услуги, разрешенные в соответствии с действующим законодательством. Следует учесть ряд нюансов, оказывая услуги за плату. А именно: они не могут быть оказаны учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета (в составе основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов).

Платные услуги должны относиться к основным видам деятельности учреждения и предусматриваться его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, наделенным функциями и полномочиями учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Порядок оформления Для оказания платных услуг учреждению необходимо выполнить ряд мероприятий: – выделить в своем уставе в качестве видов деятельности в том числе оказание платных услуг; – разработать Положение о порядке и условиях доступа к библиотечным фондам образовательного учреждения пользователей, а также виды платных услуг библиотеки (п.

15 письма Минобразования России от 23 марта 2004 г. № 14-51-70/13); – утвердить перечень оказываемых платных услуг.

Так, например, пунктами 23, 24 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2011 г. № 760

«Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения “Российская государственная библиотека”»

определено, что библиотека вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату в соответствии с основными видами деятельности, а также не относящиеся к основным видам деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых библиотека создана. В перечне есть не только организация и проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий в установленной сфере деятельности, но и предоставление биб­лиотечных фондов для переиздания документов, а также предоставление указанных фондов и интерьеров библиотеки для фото-, кино- и видео­съемки; – установить цену платной услуги.

Методика расчета цены платной услуги предусмотрена приказом (распоряжением) учредителя. К примеру, приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г.

№ 1898 определено, что учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги на основании расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству услуг и конъюнктуры рынка.

А вот приказом департамента образования г.

Москвы от 13 мая 2011 г. № 346 предусмотрено, что учреждение самостоятельно утверждает размер платы на оказываемые им платные услуги и вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан и размеры скидок с цены; – утвердить способы получения оплаты за оказанные платные услуги. Государственные и муниципальные библиотеки при проведении денежных расчетов за оказание платных услуг населению могут использовать как контрольно-кассовые машины, так и квитанции, применяющиеся при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Это было определено еще письмом Минкультуры России от 3 июля 1997 г.

№ 01-125/16-29. Отражение ситуации в учете Для целей бухгалтерского учета предоставление платных услуг является приносящей доход деятельностью бюджетного учреждения. Учет доходов ведется на кредите счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» в порядке, установленном пунктом 150 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Себестоимость предоставляемых услуг формируется на счетах, открываемых к счету 2 109 00 000. Учет затрат организуется по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.

Учет затрат организуется по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.). Сформированная себестоимость услуг списывается с кредита счетов, открытых к счету 2 109 00 000, в дебет счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п.

152 Инструкции № 174н). В бухгалтерском учете платные услуги отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Следует помнить, что при поступлении доходов от оказания платных услуг на зачисленная сумма одновременно отражается на забалансовом счете 17 «Поступление денежных средств на счета учреждения» по соответствующему коду бюджетной классификации. Это установлено пунктом 365 Инструкции по применению Единого плана счетов, которая утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

При завершении финансового года суммы начисленных доходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов, счет 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 297 Инс­трукции № 157н). Учреждение вправе в рамках формирования учетной политики устанавливать дополнительные коды вида данного синтетического счета в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например, по годам их формирования. Нюансы налогообложения По поводу налогообложения платных услуг библиотек надо отметить следующее.

В Налогового кодекса РФ перечислены операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения).

В действующей редакции указанного документа нет единого толкования в части обложения НДС платных услуг библиотек.

Следовательно, если образовательное учреждение оказывает иные виды платных услуг, то они подлежат обложению НДС ( Налогового кодекса РФ).

А может ли учреждение при оказании его структурным подразделением – библио­текой платных услуг в отношении лиц, не являющихся его студентами и работниками, воспользоваться льготой, предусмотренной Налогового кодекса РФ? В данном подпункте приведен перечень организаций, относящихся к учреждениям культуры и искусства в целях применения данной льготы.

Существует две точки зрения. Первая точка зрения: применить льготу могут только те организации, которые прямо названы в перечне (письмо Минфина России от 3 ноября 2009 г.

№ 03-07-07/72, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28 августа 2008 г. № А82-146/2008-20, от 25 августа 2008 г. № А82-147/2008-20). Вторая точка зрения: учреждение освобождается от НДС в соответствии с указанным подпунктом независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности, и применить эту льготу могут организации, не названные в списке, если они ведут деятельность в сфере культуры и искусства через подразделение, которое в списке поименовано.

Она отражена в письме УФНС по г.

Москве от 28 сентября 2009 г. № 16-15/100505, постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г.

№ А19-18332/09. Как видим из приведенных документов, использование льготы, предусмотренной Налогового кодекса РФ в отношении платных услуг библиотек, может привести к спорам с налоговыми органами, решения по которым не всегда могут быть приняты судьями в пользу образовательных учреждений. Платные услуги библиотек облагаются налогом на прибыль в общем порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ. Как показывает практика, многие бухгалтеры ошибочно полагают, что оказание услуг по ксерокопированию газет, брошюр, журналов и книг подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.

Но это далеко не так. Ведь ЕНВД облагается деятельность, которая связана с оказанием бытовых услуг. Принадлежность к соответствующему виду услуг определяют согласно Общероссийскому классификатору услуг населению. В соответствии с указанным документом к бытовым услугам причисляют услуги населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий (код 019726).

Однако платные услуги населению по ксерокопированию газет, брошюр, журналов и книг, оказываемые библиотеками, относятся к услугам учреждений культуры, а не к бытовым (код 053302).

Следовательно, такой вид предпринимательской деятельности на уплату ЕНВД не переводится.

Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями

Специфика образовательной деятельности такова, что, как правило, часть операций, осуществляемых учебным заведением, является объектом обложения НДС, другая же часть не признается объектом обложения налогом или освобождается от налогообложения.

А это влечет за собой необходимость ведения раздельного учета по НДС. Для начала рассмотрим норму, предусмотренную подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2012 года.

Согласно указанной норме, не признается объектом обложения НДС

«выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации»

. Таким образом, для применения «льготного» налогообложения в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ учреждение должно быть казенным или же одновременно должны соблюдаться следующие условия: — учреждение должно иметь статус бюджетного или автономного; — учреждение должно оказывать услуги в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из бюджета. Причем в 2013 году образовательным учреждениям надо подать уточненные декларации по НДС за 2011 год, поскольку Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.

№ 39-ФЗ действие рассматриваемой нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Пунктом 2 статьи 149 Налогового кодек­са РФ предусмотрены операции, совершаемые образовательными учреждениями, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

В частности, это реализация: 1) услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ); 2) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций, реализуемых ими в этих организациях (подп.

5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ); 3) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ): — общеобразовательных и (или) професВ­сиоВ­нальных образовательных прогВ­рамм (основных и (или) дополнительных); — программ профподготовки, указанных в лицензии; — воспитательного процесса; — дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.

Однако консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Также НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне.

При этом не имеет значения, направляется ли доход от этой реализации в данное учебное заведение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Если образовательная организация, помимо операций, облагаемых НДС, проводит операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), надо организовать их раздельный учет.

Если образовательная организация, помимо операций, облагаемых НДС, проводит операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), надо организовать их раздельный учет.

Рекомендуем прочесть:  Ндс на детский ассортимент в 2020г

Таково требование пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Раздельный учет ведется: — по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения; — по суммам входного НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет входного НДС). Раздельный учет входного НДС необходим из-за того, что входной налог по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п.

2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, входной НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп.

1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.

Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.

Например, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации.

Также можно использовать данные аналитического учета (таблицы, справки и т.

д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж. Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Не вести раздельный учет входного НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Тогда входной НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить В части налогового учета учреждение в обязательном порядке должно разработать учетную политику для целей налогообложения, закрепив в ней порядок ведения раздельного учета НДС и регистры, в которых фиксируются данные раздельного учета.

Источник: Журнал :

  1. , аудитор

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Образовательные услуги как объект НДС

Право на образование гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Закон «Об образовании» гласит, что обучение вправе осуществлять как образовательные учреждения, так и , имеющие соответствующую лицензию.

Коммерческие образовательные учреждения успешно функционируют наряду с государственными некоммерческими организациями, отличаясь тем, что первые нацелены на получение прибыли, вторые же преследуют социально полезные цели.

Образовательные учреждения являются плательщиками большинства налогов, однако их можно отнести к специфической категории налогоплательщиков, поскольку часть образовательных услуг не облагается НДС.

по большей части характерно для некоммерческих образовательных учреждений, однако в некоторых случаях и коммерческие учреждения освобождаются от уплаты НДС.

Не будут облагаться НДС:

  1. организации, оказывающие услуги по реализации дошкольного образования, а также услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в музыкальных школах, спортивных секциях, всевозможных развивающих центрах вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности (подп. 4 п. 2 ст.149 НК РФ).
  2. коммерческие образовательные учреждения, использующие упрощенную систему налогообложения ();
  3. российские коммерческие учреждения, проводящие обучение за пределами Российской Федерации (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ);

В остальных случаях, в соответствии с п.

3 ст. 164 НК РФ, коммерческие учреждения, вне зависимости от предоставляемых ими образовательных услуг, облагаются НДС по общей ставке 18%. Некоммерческие образовательные организации не нацелены на получение прибыли. Они создаются ради развития и просвещения граждан в рамках федеральных программ обучения.

Услугами таких учреждений признается деятельность, направленная на получение умений, навыков, и не имеющая материального результата.

Образовательные услуги таких организаций освобождены от уплаты НДС. В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, казенные, бюджетные или автономные образовательные организации, оказывающие услуги в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит из бюджета, не признаются объектом налогообложения.

Согласно ст. 149 НК РФ, не облагаются НДС следующие услуги:

  1. услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в музыкальных школах, спортивных секциях, развивающих центрах, услуги по воспитанию и содержанию детей в дошкольных учреждениях;
  2. факультативные образовательные услуги (семинары, тренинги), соответствующие содержанию указанных в лицензии образовательных программ.
  3. указанные в лицензии услуги общеобразовательного характера, предоставляемые некоммерческими учреждениями в пределах основных, утвержденных государством программ, а также самостоятельно разработанных специальных программ;
  4. указанные в лицензии услуги по профессиональному образованию, предоставляемые учебными заведениями высшего и среднего звена, в рамках основных и специально разработанных программ;

Если вы собираетесь развестись в ближайшее время, вам необходимо знать, . После развода остался общий автомобиль?

Узнайте из , как его разделить, согласно закону.

О том, как определяется местожительство ребенка после развода родителей, можно прочитать . В дополнение к основной деятельности, образовательные учреждения могут предоставлять услуги, приносящие дополнительный доход. Современную школу или университет невозможно представить без столовой или спортивного зала.

И если школьным и студенческим столовым предоставляется льгота по НДС, то сдача в аренду, к примеру, школьного спортивного зала не предусматривает освобождения от НДС (подп. 5,14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда помещение сдается в аренду спортивным организациям для проведения спортивных состязаний. В этом случае НДС платить не нужно.

Не освобождаются от уплаты НДС , работы или , производимые учебными предприятиями (мастерскими).

Консультационные услуги, осуществляемые образовательными организациями, равным образом облагаются НДС.

Образовательные услуги подвергаются налогообложению на общих основаниях.

Некоммерческие образовательные организации вправе пользоваться льготами при уплате НДС. Коммерческие же организации такого преимущества лишены, за исключением учреждений, использующих упрощенную систему налогообложения или осуществляющих деятельность за границей.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии . Это бесплатно. Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителейПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Вопрос: Наша организация оказывает образовательные услуги, которые, согласно п.

14 ст. 149 НК РФ, не облагаются НДС, и другие услуги, такие как ксерокопирование, возмещение коммунальных расходов от арендаторов и прочие, которые облагаются НДС. Раздельный учет по «входному» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) не ведется.

Можно ли брать к зачету «входной» НДС, рассчитанный по доле услуг, облагаемых НДС к общей сумме полученных услуг (п. 4 ст. 170 НК РФ) («Советник в сфере образования», N 1, январь 2007 г.)

Наша организация оказывает образовательные услуги, которые, согласно НК РФ, не облагаются НДС, и другие услуги, такие как ксерокопирование, возмещение коммунальных расходов от арендаторов и прочие, которые облагаются НДС.

Раздельный учет по «входному» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) не ведется. Можно ли брать к зачету «входной» НДС, рассчитанный по доле услуг, облагаемых НДС к общей сумме полученных услуг ( НК РФ). Например: 1. Получено услуг: а) облагаемых НДС — 200 000 руб.; б) не облагаемых НДС — 3 000 000 руб.

2. Доля услуг составит: 200 000 / 3 000 000 = 0,07 3. По книге покупок «входной» НДС составляет — 100 000 руб.

4. НДС к зачету составит: 100 000 х 0,07 = 7 000 руб.

Имеем ли мы право брать к зачету эти 7 000 руб.? Поскольку раздельного учета не ведется, налоговый вычет произвести нельзя. Особенно это касается возмещения коммунальных услуг.

Только при наличии поставщика услуг можно произвести налоговый вычет.

В учетной политике при ведении предпринимательской деятельности следует предусмотреть раздельный учет облагаемых и необлагаемых доходов и производить прямые зачеты по НДС. При приобретении материальных ценностей, работ, услуг, которые предназначены для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, следует НДС, уплаченный поставщикам, отнести в дебет счета 2 21001 560, а затем при соблюдении условий налогового кодекса (счета-фактуры и наличии оплаты материальных ценностей, работ, услуг) производится налоговый вычет. Счет-фактура регистрируется в .

А в бухгалтерском учете налоговый вычет отражается: Дебет счета 2 30304 830 Кредит счета 2 21001 660. При отсутствии прав по налоговому вычету НДС, уплаченный поставщикам товарно-материальных ценностей, ранее отнесенный на счет 2 21001 560, списывается в расходы по предпринимательской деятельности: Дебет счета 2 10604 340 Кредит счета 2 21001 660. Л.П. Воробьева, генеральный директор Издательского Дома «Советник бухгалтера», руководитель проекта «Формирование стандартов бюджетного учета и отчетности в образовательных учреждениях» 1 января 2007 г.

«Советник в сфере образования», N 1, январь 2007 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Советник в сфере образования» Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г. Ранее издавался под названием: «Советник бухгалтера в сфере образования и науки» Учредитель: ООО «Издательский Дом «Советник бухгалтера» Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584 Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95 www.sovbuh.ru 28 сентября 2020 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Когда услуги в сфере образования освобождаются от налогообложения?

(Гришина О.П.)

Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 13.03.2015Не секрет, что особое внимание налоговые органы обращают на налогоплательщиков, применяющих налоговые преференции, в частности по НДС. Что необходимо учитывать организациям, оказывающим услуги в сфере образования, при применении положений пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ в целях минимизации разногласий с контролерами?

На какие моменты следует обратить пристальное внимание при применении освобождения от налогообложения, предусмотренного названной нормой?В соответствии с пп.

14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, в частности реализация общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, отраженных в лицензии.

Исключение — консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений.Из содержания законодательной нормы следует, что субъектом, наделенным правом на применение данной преференции, является некоммерческая образовательная организация, а ее объектом — реализация услуг в сфере образования, но не абсолютно всех, а только тех, которые отвечают требованиям, установленным анализируемой налоговой нормой.Несмотря на то что законодателем уточнены виды оказываемых образовательных услуг, подпадающих под действие названной налоговой нормы, для практической реализации обозначенной преференции этого уточнения зачастую оказывается недостаточно.

Сложности возникают и при квалификации организации в качестве некоммерческой образовательной организации. А теперь детали.Некоммерческая образовательная организация — это.Статьей 2 Закона об образовании установлено, что образовательная организация — это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.——————————— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Понятие «некоммерческая организация» определено Законом о некоммерческих организациях . Таковой в силу п. 1 ст. 2 названного Закона является организация, не извлекающая прибыль в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В п. 3 данной статьи уточнено, что подобные организации могут быть созданы в форме общественных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, фондов, ассоциаций, союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.——————————— Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (п. 4 ст. 22 Закона об образовании).Гражданским законодательством закреплены правовые формы учреждений, в которых могут создаваться образовательные организации: казенная, бюджетная, автономная, частная.

Например, подлежит освобождению от уплаты НДС деятельность автономной некоммерческой организации, оказывающей на основании лицензии услуги по обучению вождению автомобиля (Постановление АС ЗСО от 15.10.2014 по делу N А27-17598/2013).К сведению. В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Поэтому образовательные услуги, оказываемые на основании лицензии унитарным предприятием, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 22.05.2014 N 03-07-14/24318).В соответствии со ст.

23 Закона об образовании образовательные организации подразделяются на четыре типа в зависимости от реализуемых в них образовательных программ.Прежде чем перечислить типы образовательных организаций, поясним, что понимается под образовательной программой. Таковой в силу п. 9 ст. 2 Закона об образовании считается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.Но вернемся к типологии образовательных организаций.

Их, как упоминалось выше, четыре типа, это:1) дошкольная образовательная организация — основной целью ее деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;2) общеобразовательная организация — основной целью ее деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;3) профессиональная образовательная организация — основной целью ее деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;4) образовательная организация высшего образования — основной целью ее деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования и научная деятельность.Добавим, определяя объект из сферы образовательных услуг, в отношении которого применяется освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп.

14 п. 2 ст. 149 НК РФ, законодатель установил, что услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, могут быть осуществлены как по основным образовательным программам, так и по дополнительным.Последние, в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об образовании, подразделяются на общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы) и профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).В свою очередь, п.

3 ст. 23 Закона об образовании установлены два типа образовательных организаций, которые могут реализовывать дополнительные образовательные программы, это:- организация дополнительного образования — основной целью ее деятельности является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;- организация дополнительного профессионального образования — основной целью ее деятельности является образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам.И еще один важный момент.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (п. 5 ст. 23 Закона об образовании).Обобщим сказанное. Для правомерного применения налоговой преференции по НДС, установленной пп.

14 п. 2 ст. 149 НК РФ, образовательная организация должна одновременно соответствовать следующим условиям:- быть созданной в форме некоммерческой организации, основной целью которой не является извлечение прибыли и распределение ее между участниками организации;- осуществлять образовательную деятельность по одной из вышеперечисленных основной или дополнительной образовательной программе;- иметь лицензию на образовательную деятельность.Иначе говоря, само по себе осуществление тем или иным предприятием (учреждением) образовательного процесса, а также получение лицензии на осуществление этого процесса не меняют правового статуса (организационно-правовой формы) налогоплательщика. Если налогоплательщик является коммерческой организацией, он не вправе воспользоваться освобождением, предусмотренным пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ (см., например, Постановления ФАС УО от 20.01.2012 N Ф09-8834/11 по делу N А07-5440/2011, ФАС СКО от 11.11.2011 по делу N А32-21276/2010).При этом услуги, указанные в пп.

14 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождаются от обложения НДС и в том случае, если оказываются некоммерческими образовательными организациями с привлечением других образовательных организаций (см.

Письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-08/296, от 22.02.2012 N 03-07-07/27).О лицензии на образовательную деятельностьПунктом 1 ст. 91 Закона об образовании предусматривается, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования.Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования — сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения (п.

4 ст. 91 Закона об образовании).При этом невозможность получения лицензии образовательной организацией по не зависящим от нее причинам, по мнению ФАС ПО, не считается поводом для неприменения освобождения от уплаты НДС. Как указали арбитры, из положений п. 6 ст. 149 НК РФ следует, что условием для освобождения от уплаты НДС является осуществление данного вида деятельности.

Поскольку налогоплательщик, будучи образовательным учреждением, в период отсутствия лицензии осуществлял непрерывный образовательный процесс и принимал предусмотренные законодательством меры по получению (продлению срока действия) лицензии, он правомерно воспользовался льготой, установленной пп.

14 п. 2 ст. 149 НК РФ (Постановление от 07.07.2011 по делу N А55-20211/2010).Вопрос: вправе ли некоммерческая образовательная организация, имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности и осуществляющая деятельность по проведению платных спецкурсов, где более подробно раскрываются вопросы основной образовательной программы, воспользоваться освобождением от обложения НДС? Да, вправе. Справедливость сказанного подтверждают разъяснения Минфина России, приведенные в Письме от 24.06.2014 N 03-07-РЗ/30162. Из них следует, что услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по образовательным программам, не требующим лицензирования, подлежат освобождению от обложения НДС в случае соответствия указанных дополнительных образовательных услуг уровню и направленности образовательных программ, отраженных в лицензии.Здесь также уместно добавить, что образовательная деятельность, которая осуществляется путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в силу п.

3 Положения о лицензировании образовательной деятельности и Приложения к нему лицензированию не подлежат.——————————— Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.Следовательно, по общему правилу подобные услуги не освобождаются от обложения НДС на основании пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Исключением являются ситуации, когда оказываемые дополнительные образовательные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.

Аналогичные разъяснения приведены также в Письмах Минфина России от 05.12.2012 N 03-07-07/127, от 02.11.2012 N 03-07-07/114).Итак, с учетом сказанного от обложения НДС освобождаются дополнительные образовательные услуги, оказываемые некоммерческой образовательной организацией, имеющей соответствующую лицензию, при условии соответствия названных дополнительных образовательных услуг уровню и направленности образовательных программ, отраженных в лицензии.О сопутствующих образовательной деятельности услугахСогласно п. 5 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям ее создания деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время. В частности, образовательная организация может оказывать различные услуги, непосредственно связанные с учебным процессом (типографские услуги, питание студентов, прокат музыкальных инструментов и т.д.).

Подпадают ли названные услуги под действие пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ?Полагаем, что включать подобные услуги в облагаемую базу по НДС образовательной организации рискованно. Поскольку пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ ограничивает применение преференции по НДС для образовательных организаций лишь услугами в сфере образования.

Следовательно, иная экономическая деятельность такой организации, в результате которой может иметь место реализация работ, услуг, подлежит обложению НДС на общих основаниях. Приведем несколько характерных примеров.Так, услуги ксерокопирования, оказываемые образовательным учреждением, по мнению ФАС УО, облагаются НДС в общеустановленном порядке. В соответствии со ст. 39 НК РФ ксерокопирование является реализацией услуг и в силу п.

1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС (Постановление от 01.11.2012 по делу N А60-56382/11).Не подпадают под действие пп.

14 п. 2 ст. 149 НК РФ и услуги по проведению тренировочного тестирования обучающихся и организации технического обеспечения лицензионной и аккредитационной экспертиз (Определение ВАС РФ от 07.06.2013 N ВАС-6355/13 по делу N А56-12601/2012). Как следует из материалов данного дела, на выводы судей повлияли следующие обстоятельства: репетиционные экзамены носили разовый характер, у учреждения отсутствовала лицензия на право осуществления образовательной деятельности, учреждение не являлось экспертным и его осуществление деятельности по организации проведения экспертиз для лицензиатов носило коммерческий характер.Осуществление государственным образовательным учреждением услуг по передаче налоговому органу налоговой отчетности налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам связи также не подпадает под действие пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Указанные услуги не связаны с процессом обучения в рамках лицензии на образовательную деятельность по представленным учреждением программам (см.

Постановление ФАС СКО от 09.10.2012 по делу N А32-2927/2011).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: 

Образовательные услуги освобождаются от НДС. Но не всегда

Важное По теме Читайте все материалы (177) по теме . Есть обновление (+163), в том числе: 01 августа 2012 г.

12:20 Николаева А. Н., аудитор Журнал «» № 8, август 2012 г.

Как следует из разъяснений чиновников, с выручки, полученной за семинары и лекции, образовательное учреждение может не уплачивать НДС даже в том случае, если по результатам проведенных мероприятий документ об образовании не выдается (письмо Минфина России от 21 июня 2012 г. № 03-07-07/59). Есть и иные нюансы. Но обо всем по порядку. Анализ действующих норм Согласно абзацу 1 Налогового кодекса РФ, НДС не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые

«некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений»

.

А в абзаце 2 Налогового кодекса РФ сказано:

«реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса»

, если иное не пре­дусмотрено законодательством.

Условия для применения льготы Освобождение от налогообложения (преду­смотренное подп.

14 п. 2 ст. 149 На­­логового кодекса РФ) действует только в том случае, если у учреждения на данные услуги есть ( Налогового кодекса РФ). Напомним, что образовательные учреждения получают лицензии в соответствии со статьей 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1. По основным программам особых сложностей нет.

Но как быть с дополнительными образовательными услугами?

Например, если организуются семинары и курсы лекций, по результатам которых документы об образовании не выдаются?

Финансисты в письме от 21 июня 2012 г. № 03-07-07/59 отметили: если некоммерческая образовательная организация предоставляет дополнительные образовательные услуги, для освобождения от НДС должны быть соблюдены такие условия: –есть лицензия на право реализации этих профессиональных образовательных программ (как основных, так и дополнительных); –указанные дополнительные образовательные услуги соответствуют уровню и направленности программ, указанных в лицензии. Таким образом, факт выдачи документа об образовании не является определяющим при решении вопроса, облагаются услуги НДС или нет.

В заключение приведем выводы судей, которые содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 7 июля 2011 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+