Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Имеет ли штраф ифнс срок давности

Имеет ли штраф ифнс срок давности

О сроке давности взыскания недоимки

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили. Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика), которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами.

Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ. Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

К сведениюФедеральным законом № 248-ФЗ установленный п. 1 ст. 59 НК РФ перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, дополнен новым пп. 4.1 (применяется с 24.08.2013).

Согласно этому подпункту недоимка признается безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания (см. также Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/2/26263).

Но для этого необходимо выполнение двух дополнительных условий: с момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не может превышать установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве. По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части – значения не имеет), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку.

Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока. Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок (п.

2 ст. 11 НК РФ). Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки (п.

8 ст. 101 НК РФ). Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п.

3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки. Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется –

«О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)»

.

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз.

4 п. 8 ст. 101 НК РФ). Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки. Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п.

8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является: – день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога; – день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога. Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п.

50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.

Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст.

100 НК РФ, то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) – лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Дело в том, что специальный документ

«О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)»

, который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз.

2 п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику в обязательном порядке не направляется.

На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010).

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем. Определение даты начала периода жизни недоимки – это лишь первый шаг на пути исчисления срока давности для ее взыскания.
Определение даты начала периода жизни недоимки – это лишь первый шаг на пути исчисления срока давности для ее взыскания.

Этот срок действительно нужно исчислять, поскольку в Налоговом кодексе он прямо не установлен, там прописаны только конкретные процессуальные сроки для отдельных процедур, например: – для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70); – для исполнения такого требования (ст.

69); – для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст.

46, 47). При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ). Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней.

Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом № 248-ФЗ.

Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий.

Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам): – 500 руб.

и более – требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки; – менее указанной суммы – в течение года со дня выявления недоимки. Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, – 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз.

4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако этот срок по усмо­трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.) По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст.

46 НК РФ. Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п.

3 ст. 46 НК РФ, не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении № 57, указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст.

46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа.

В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания. Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета – дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п.

3 ст. 46 НК РФ).Обратите внимание В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными.

Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п.

60 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009). Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см.

Постановление ФАС УОот 15.05.2013 № Ф09-3617/13).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст.

47 НК РФ. Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования.

По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п.

1 ст. 47 НК РФ). Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе.

Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика: – если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено); – в случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика. Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет.

При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Вместе с тем совокупность сроков, установленных ст.

45, п. 3 ст. 46, ст. 69, 70 НК РФ на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогам и пеням, является пресекательной. К такому выводу в свое время пришел Президиум ВАС в Постановлении от 06.11.2007 № 8241/07, указав, что по истечении пресекательного срока взыскания недоимки начисление пени на сумму недоимки неправомерно (см.

также Постановление ФАС МО от 10.11.2011 № А40-145221/10-13-878).

Аналогичной позиции на этот счет придерживается и Минфин (см. Письмо от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192). * * * Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст.

196 ГК РФ, установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п.
Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Иными словами, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст.

196 ГК РФ общего срока исковой давности в 3 года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57). Поскольку в Налоговом кодексе прописаны самостоятельные сроки для взыскания недоимки, исходя из них и следует определять период жизни недоимки.

  1. По мнению ФАС ЦО, зачет является формой взыскания налога в принудительном порядке. Следовательно, если на момент проведения налоговым органом зачета совокупные пресекательные сроки на бесспорное взыскание недоимки истекли, то произведенный им зачет не может быть признан законным (Постановление от 01.03.2010 № А64-6478/08-27).
  2. Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ); ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  3. Изменения в данный пункт внесены Федеральным законом № 248-ФЗ и действуют с 24.08.2013.
  4. Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  5. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для организаций размер указанных требований составляет
  6. В справке отражается информация о суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, которые возникают только из правоотношений, регулируемых налоговым законодательством. Административный штраф не приравнивается к обязательным платежам, уплачиваемым в порядке исполнения обязанностей налогоплательщика, поэтому задолженность по уплате административных штрафов в справку о состоянии расчетов с бюджетом не включается (Постановление ФАС ВСО от 22.01.2014 № А33-8422/2013).
  7. См. статью О. П. Гришиной «Как избавиться от старой недоимки?», № 1, 2014.
  8. 100 тыс. руб., а для предпринимателей – 10 тыс. руб.
  9. Это следует из п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, определяющего перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Журнал : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Срок налоговой давности

Важное 25 октября 2020 г.

13:38 Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика. Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены.

В НК также не упоминается и , который знаком нам из норм гражданского законодательства.

В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются ( Гражданского кодекса). Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57

«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию ( НК). Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, НК определены:

  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком ( НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.
  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, НК, НК;
  • срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – НК;

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/ или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см.

например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016). Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности. Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст.

46-48, НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга.

О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

НК РФ Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

  1. Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу См.

также: (в ред. Федерального от 27.07.2006 N 137-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Путеводитель по налогам. Вопросы применения ст. 113 НК РФ- С какого момента исчисляется срок давности привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога?

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).(в ред.

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).(в ред.

Федеральных законов от 27.07.2006 , от 03.07.2016 )(см. текст в предыдущей редакции)Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных , , и настоящего Кодекса.(в ред. Федерального от 29.09.2019 N 325-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных , , и настоящего Кодекса.(в ред. Федерального от 29.09.2019 N 325-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)1.1.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.(в ред. Федерального от 03.07.2016 N 243-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного настоящего Кодекса.

В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.(п. 1.1 введен Федеральным от 27.07.2006 N 137-ФЗ)2. Исключен. — Федеральный от 09.07.1999 N 154-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст. 113 НК РФ ч.1. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

В течение какого срока с вас взыщут долг по налогам?

Давность взыскания

3 маяЕсли не заплатить налог — каков порядок взыскания?

Сколько длится срок давности и может ли долг быть списан?Как только возникнет долг по НДФЛ или иному другому имущественному налогу гражданина налоговая отправит требование об уплате налога. В документе будет указан размер налога, пени и срок, в течение которого его необходимо погасить. Обычно срок составляет до месяца (не менее восьми дней по закону).Срок направления требования — три месяца со дня возникновения долга (недоимки по налогу).

День возникновения долга это:

  1. следующий день после окончания налогового периода.
  2. следующий день после подачи декларации
  3. следующий день после истечения срока для уплаты налога

Например, я обязана заплатить НДФЛ за прошлый год до 15 июля.

Если я его не оплачу вовремя, датой возникновения долга будет 16 июля. А если я вообще не подам декларацию и не заплачу налог — срок для налогового требования начет исчисляться по окончании налогового периода (год).Если в отношении налогоплательщика проводилась налоговая проверка и по ее окончании было принято решение о доначислении налога — требование об уплате налога должно быть отправлено в течении 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения (которое, к слову, можно обжаловать).

Кстати, налоговая проверка может проводиться только за три налоговых периода перед годом проверки.

Например, в 2020 году можно проверить налоговые периоды за 2017,2018, 2020 годы и не более.Есть еще один нюанс в части отправки требования ФНС должнику.

Закон разрешает налоговой отправить требование не только по почте — а через личный кабинет налогоплательщика (при наличии). А информацию на Госуслугах мы можем и не заметить. Что приводит к тому, что о долге гражданин узнает уже от пристава или при получении судебного приказа.При отправке требования почтой — считается, что адресат получил письмо по истечении шести дней с даты отправки (ст.

69 п. 6 НК РФ.). Это очень короткий срок, даже судебное письмо по правилам хранится на почте семь дней после попытки вручения адресату (всего примерно 10-12 дней), а здесь всего шесть дней с даты отправки.Многие граждане до сих пор считают, что если они не получают письмо на почте — то проблема их не коснется, суд не состоится и т.п.

Так вот — и суду, и налоговой безразлично получите вы письмо на почте или нет.

Если нет — еще лучше.После отправки налогового требования, если человек на него не реагирует в срок, указанный в требовании, ФНС обращается в суд за выдачей судебного приказа. Срок обращения — не позднее шести месяцев с даты истечения срока, указанного в требовании.

Если судебный приказ не отменится должником, он вступит в силу и будет передан на взыскание приставам. Если должник его отменит — налоговая выйдет в суд с исковым заявлением (не обязательно, может и не выйти).Следует сказать, что для маленькой задолженности до 3000 рублей предусмотрен иной расчёт срока давности — останавливаться на этом вопросе я не буду, т.к.

сумма не существенна (подробнее можно почитать в ст. 48 НК)А если налоговая пропустила срок обращения в суд или срок отправки требования?

Если срок пропущен — должник может через суд признать долг перед ФНС безнадежным ко взысканию по иску должника.Да, пропуск срока подачи заявления в суд не запрещает ФНС обращаться в суд. Но совевременность подачи заявления должен проверять судья.Да, пропуск срока подачи заявления в суд не запрещает ФНС обращаться в суд.
Но совевременность подачи заявления должен проверять судья.Да, пропуск срока подачи заявления в суд не запрещает ФНС обращаться в суд.

Но своевременность подачи заявления должен проверять судья.истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК, является препятствием для выдачи судебного приказ.О восстановлении пропущенного срока налоговая может ходатайствовать перед судом, обычно уважительной причиной указывают, что не работала специализированная программа ЭОД или большая загруженность. Суд по разному реагирует на такие заявления — в каких то случаях отказывает, мотивируя тем, чтоистец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкцийНо и восстанавливает сроки часто. Обычно это зависит от того, насколько сильно налоговая нарушила срок — месяц или год.

Специально изучала практику за 2020 г — было очень много отказов ФНС в восстановлении сроков.

Поэтому важно в суд ходить и обращать внимание судьи на эти факты.В прошлом году в интернете было много публикаций о том, что теперь по налогам срок давности отменен, точнее начинает течь с даты обнаружения недоимки налоговым органом — а обнаружить долг можно и через 10 лет. Это не так и никто исковую давность не отменял. Слух пошел от проекта Постановления ВС, который в итоге был принят в измененном варианте (Постановление Пленума ВС от 26.11.2019 N 48).

Да и то в проекте речь шла о налоговых преступлениях и даты их обнаружения(то есть уголовной сфере). В части гражданских отношений ничего не публиковалось даже в проекте. Однако слух в интернете был запущен и до сих будоражит многих.

Срок давности по налогам

15 ноября 2018Обязанность каждого гражданина — своевременная уплата налогов.Неисполнение этого обязательства влечет наступление ответственности.

Немаловажно знать, что предусмотрен срок давности по неуплаченному сбору, в течение которого ИФНС может назначить штраф неплательщику.Правильно вести речь о .

Поскольку важно то, на протяжении какого периода с налогоплательщика имеют право потребовать неуплаченную сумму сбора.В России имеются следующие категории налогоплательщиков, на которых законодателем возложена обязанность вовремя вносить деньги в казну:

  1. физлица;
  2. организации (юрлица) и ИП.

Определен срок уплаты задолженности — три годаСрок исковой давности по налогам для физических лиц предусмотрен ст.

48 НК РФ. Изучив действующие нормы российского законодательства, можно сделать вывод, что задолженность в области налогообложения бессрочна. При этом этот отрезок времени по отчислениям в бюджет имеет определенные пределы.

Но это относится не ко всем взимаемым платежам, а только к следующим сборам:

  1. на имущество физлиц;
  2. на транспорт.

НК РФ определяет возможность списания долга по транспортному сбору в ситуации, если инспекция за 3 года не получила с налогоплательщика необходимый размер суммы.Срок давности, который равен 3 годам, определен и при взыскании суммы долга при оплате НДФЛ. Фискальные органы зачастую требуют от частного лица заплатить недоимку за указанный период.

Если имеется задолженность по неуплате НДФЛ за пять лет, то с физлица могут взыскать неуплаченную сумму только за последние три года.Налоговая служба имеет право подать иск в суд на неплательщика, потребовав уплатить не только задолженность, но штрафы и пениНетрудно понять, что сумма долга, требующая погашения, значительно вырастет.Процесс взимания недоимки с юрлиц и ИП регламентируется ст.

46, 47 НК РФ. Если инспекция взыскала с предприятия (предпринимателя) лишнюю сумму сбора, штрафа, пени, налогоплательщик может подать заявку о возврате переплаты. Это можно сделать в течение 30 дней с момента, когда:

  1. решение суда о том, что инспекция взыскала большую сумму, чем нужно, вступило в силу.
  2. его уведомили об излишней уплате налога;

Если же указанный период уже истек, можно обратиться в судебный орган. В этом случае отрезок времени по налогам юрлиц и предпринимателей составит 3 года с момента, когда их известили о переплате суммы налога, либо когда должник узнал об этом.

Налогоплательщик при переплаченном налоге может пропустить стадию обращения в инспекцию и сразу писать заявление в судебную инстанцию.Во время взыскания налоговой задолженности с ИП и предприятий через суд срок давности составляет:

  1. при оплате долга за счет средств на расчетных счетах — 6 мес.;
  2. при обращении взыскания на прочее имущество налогоплательщика — два года.

Применение такого понятия, как срок исковой давности по налогам для юридических лиц, является аналогичным, как и по отношению к частным лицам.Обратите внимание!Стоит отметить, что во время ревизии предприятия рассматривают документы только за последние 3 года.

Исключение составляет ситуация, если ранее были препятствия для осуществления контролирующих действий инспекции.В случае, если доходы физлица получены в ходе предпринимательской деятельности, действуют те же положения, которые регулируют и деятельность юрлица.

С другой стороны, они попадают под те же правила, которые относятся и к физическим лицам. Особых норм, которые подходят только для ИП, не установлено.Долг ИП списывается лишь в следующих ситуациях:

  1. смерть;
  2. признание финансово несостоятельным.

Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более 3-х лет.

К исключению относят ситуации, когда лицо активно препятствовало проведению проверки со стороны налоговиков.Обратите внимание!ИФНС может обратиться в суд при сумме долга частного лица по налогам (пени, сборам, штрафам), который превышает 3 тыс. руб., в течение полугода с момента, когда истек период исполнения соответствующего требования НК РФ.Если долг не превышает 3 тыс.

руб., контролирующий орган может обратиться в судебный орган на протяжении шести месяцев после истечения 3-летнего периода. При этом судья вправе возобновить пропущенные сроки давности.Таким образом, налогоплательщик, который заплатил в бюджет больше положенного, имеет право на письменное обращение к налоговикам о возврате переплаченных средств на протяжении 3-х лет.

Срок исковой давности, в том числе и по налогам, заканчивается совершением налогоплательщиком действий, которые свидетельствуют о признании задолженности.Сроки обращения в суд сокращаются для налоговиков до полугода в ситуациях, если должник-физлицо не является ИП.Как видим, в области налогообложения временные отрезки имеют большое значение. Но здесь также имеется много особенностей, которые могут затянуть разбирательство на долгое время. Конечно, лучше не допускать никаких просрочек и недоимок по платежам в налоговую, добросовестно исполнять все имеющиеся обязательства.Можно сделать вывод, что вопрос определения сроков давности, действующих при неуплате налогов, характеризуется как запутанный и довольно сложный.

В той ситуации, если выставленные налоговой службой требования о выплатах кажутся некорректными, рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным юристам портала Правовед.ru.

Налоговики настойчиво копаются в старых декларациях и забывают о сроках давности

Поговорим о сроках давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Тема уже многократно «избитая», но, в преддверии очередной премии, налоговики постоянно пытаются «изыскать резервы», пользуясь тем, что многие налогоплательщики все еще ведутся на запугивание.

Статья 113 НК РФ гласит, что:

«Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года»

.

Таким образом, истекли три года — всего доброго.

2014 год, например, уже налоговикам неподвластен.

Если только у вас не хватит энтузиазма сдать уточненки за этот период — тогда вы автоматически получаете приз в виде камералки, а то и чего повеселее.

Даже в этом случае у вас остается ускользающая возможность отбрить налоговиков — камералить они могут что угодно, а вот доначислить или оштрафовать — уже нет. Но это не точно. Лучше не рисковать и не придумывать себе новых проблем. Разъяснения налоговиков, опубликованные на сайте ФНС еще в 2016, содержат много воды, но, если разобраться, суть та же —

«срок давности исчисляется после окончания налогового периода»

.

То есть, правонарушение «неуплата или неполная уплата налога» может быть для нас чревато только до тех пор, пока не истекут три года.Есть и тут тонкости. Например: срок уплаты транспортного налога за 2014 год — 1 апреля 2015 года, вы оплатили 25 марта 2017 года, соответственно, максимальный срок применения санкций за неполную или несвоевременную уплату сами себе продлили до 25 марта 2020 года, то есть — в таком случае срок отсчитывается с даты «несвоевременной уплаты». На сдачу деклараций, если налог был уплачен вовремя, эта фишка уже не распространяется.

Если декларация за 2014 сдана своевременно, то с 01.01.2018 что-то по ней предъявлять вам уже не могут.

В случае игнорирования налоговиками этих норм, смело жалуйтесь в вышестоящие органы и, скорее всего, выиграете.

Проходит несколько лет с момента сдачи декларации, но налоговики продолжают копаться в старом. материале, и предъявлять какие-то требования. Очередной бред налоговой. Фискалы, в очередной леденящий душу раз, изображают бурную деятельность, на этот раз — путем рассылки уведомлений, в которых «настоятельно рекомендуют» внести уточнения декларации по налогу на прибыль за 2014 и 2015 годы, в связи с тем, что они «произвели анализ» наших показателей и сравнили декларации и бухгалтерскую отчетность.Тут есть пара интересных моментов:

  1. Штрафы за непредоставление ответа и документов — тоже мимо, по тем же причинам — штрафовать не за что.
  2. Сроки камералки? — Нет, не слышали.
  3. Санкции по статье 76 НК РФ «Приостановление операций по счету», за непредоставление налоговикам квитанции о приеме требования, нам не грозят, потому что это было уведомление.
  4. Ссылаясь на 31 НК РФ, устанавливают сроки сдачи уточнений — пять рабочих дней, но в этой статье нет таких сроков. Срок взят с потолка.
  5. 2014-й год ушел туда же, куда и сроки давности по нему.
  • 2014-й год?

    Сразу лесом. Даже выездная проверка здесь не страшна, все сроки вышли.

    Проверке сейчас подлежат 2015-2017 годы, максимум.

  • 2015-й год — мы ограничились отпиской: «Бухгалтерская отчетность с номером корректировки 001 будет сдана в ближайшее время». Отправлять ее потом или нет — дело хозяйское, но они об этом обычно не вспоминают.

Не сдавать уточненных деклараций. Лучше баланс, там не найдут к чему докопаться.

Сдавая уточненку, вы автоматом даете налоговикам право в ближайшие три месяца требовать с вас грузовик документов. По сути, начинается заново перетряхивание того белья, которое вы давно уже сдали в утиль и надеетесь о нем забыть.

Рассказывает наш знакомый бухгалтер:

«На этой неделе возникла у нас на работе ситуация типа «нарочно не придумаешь»

. Заявились три девицы, назвались налоговыми инспекторами и начали втирать нам какую-то дичь. Далее — пошагово. Итак, в дверь вваливаются три распальцованные фифы и зычным голосом возвещают:

«Налоговая инспекция, осмотр помещения, предоставьте доступ!»

.

Дальше ресепшена не проводим, присесть не предлагаем, требуем постановление о проведении осмотра и удостоверения. Предъявляют постановление, нам экземпляр не выдают — не положено.

Особо не настаиваем, но и не расписываемся в их бумажках о получении или ознакомлении. Пока они недовольно пыхтят и пыжатся, читаем постановление.

Основанием проведения осмотра помещения является

«Камеральная налоговая проверка бухгалтерского баланса за 3 квартал 2016 года»

. Вежливо замечаем, что обязательные квартальные балансы давно отменены, налоговая проверка бухгалтерии — это что-то новенькое, а срок камералки по декларации с 3 квартала 2016 давно истек. О чем у нас уже был разговор с ИФНС.

Требуем постановление на «дополнительные мероприятия», которого у них конечно нет. Напоминаем о том, что удостоверения так и не предъявлены, а члены этой импровизированной «комиссии» не указаны в постановлении.

О том, что они и не должны быть там перечислены, эти «вундеркинды» даже не подозревают.

Две из трех девиц удостоверения предъявляют. Демонстративно переписываем ФИО, серии и номера удостоверений. Третья, у которой «корочки» нет, заявляет, что она «понятая и, так как она наш налоговый инспектор, удостоверение предъявлять не обязана».

«Понятая» выгоняется на мороз. У оставшихся двоих интересуемся целью визита.

«Ну, мы на самом деле пришли, потому что не получили ответа на наш запрос по предоставлению документов за 2013-2014 годы»

.

Стоит ли напоминать о том, что срок проверки за эти периоды истек 3 года назад? 113 НК РФ Срок исчисляется со следующего дня, после окончания налогового периода, времени у них было — с 01.01.2015 по 31.12.2017.

«Мы вызывали на допрос вашего директора, но она не явилась, поэтому мы не нарушаем закон являясь к вам»

.

Есть ли у них подпись руководителя о получении вызова? Нет. «Все равно директора вызовем!».

Все равно придет не директор, а бухгалтер с доверенностью.

«Долго ли мы будем ждать, когда приступать к осмотру?»

. Напоминаем, что собственником помещения является частное лицо, а мы всего лишь арендаторы, и собственник в любой момент может погнать их той самой метлой.

«Делаем постановление об отказе в предоставлении документов, для выемки и привлечении вас к ответственности!»

. Прекрасно. Будет обжаловано, плюс подана жалоба на ваши незаконные визиты.

Аккурат перед вашей премией за первый квартал, ага. Что было дальше? Девушки просили не подавать на них жалобу, а взамен обещали оставить нас в покое.

На следующий день был контрольный звонок:

«Мы обещаем, что мероприятий по вашему предприятию не будет»

. Вот такая она, молодая поросль российской фискальщины — малограмотная, путающаяся в «показаниях» и терминах, не знающая собственных нормативов и пугливая.

Источник: : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Срок давности взыскания штрафов

» » » Сроки давности привлечения к налоговой ответственности и взыскания налоговых санкций отражены в НК РФ. Содержание В положениях правовой нормы, закрепленной статьей 115 НК, определяются правила, на основании которых исчисляется срок давности, учет которого необходим для проведения взыскания санкций, начисленных в результате существования налоговых отношений.

Определять такой срок необходимо при взыскании штрафов. Потребность в его исчислении отсутствует в том случае, когда необходимость в рассмотрении заявлений возникает со стороны плательщиков налогов, при этом такое заявление должно иметь в качестве предмета признание безнадежности суммы штрафа, что является важным для исключения таковых сумм с лицевого счета заявителя. Срок давности, который устанавливается с целью взыскания штрафа, определенного налоговым органом, может быть пропущен.

Такой пропуск влечет за собой отказ в удовлетворении требований, содержащихся в заявлении. Пропуск срока исковой давности для взыскания штрафа со стороны ФНС, является основанием для предъявления со стороны органа-заявителя ходатайства, в рамках которого будет озвучена просьба о его восстановлении.

Такое прошение составляет предмет ходатайства, подлежит рассмотрению судом, предоставлению им правовой оценки и дает основание для удовлетворения либо отказа.

Практика показывает, что во время осуществления судебного разбирательства, связанного с применением штрафов, срок давности по которым составляет 6 месяцев, суд, вне зависимости от того, подано заявление или нет, должен осуществлять проверку сроков на предмет их истечения. Обязательным поводом для того, чтобы срок, предоставленный законодателем для проведения взыскания, был восстановлен, является наличие причин, характеризующихся как уважительные.

Пропущенный срок на исковое взыскание может восстанавливаться судом только при наличии ходатайства. Отсутствие признаков уважительности влечет отказы в удовлетворении требований налоговых органов.

Срок, который составляет полгода, не может быть увеличен по причинам, связанным с необходимостью согласования применения штрафов с вышестоящими лицами, с отпуском должностных лиц ФНС, кадровыми перестановками, изменением в составе руководителей и иными причинами, которые имеют внутреннее организационное начало. Положения НК дают возможность органам налоговых служб осуществлять взыскание штрафов, что оформляется как заявление и рассматривается судом. Исковое заявление, имеющее в качестве требований применение штрафа, должно быть предъявлено в срок, который составляет 6 месяцев.

Шестимесячный срок давности начинает свое течение с даты, когда срок выполнения принятых обязательств наступил.

Заявление, которое направлено к рассмотрению с нарушением сроков давности, не может быть удовлетворено.

Основанием для того, чтобы заявление было удовлетворено, может послужить процедура восстановления срока давности, который дает повод для продления периода взыскания.

О восстановлении срока подается заявление, в котором должны быть отображены причины нарушения исковой давности. При этом они должны иметь уважительный характер.

Исковое производство, открытое по заявлению налогового органа, подлежит рассмотрению в законодательно установленный срок. По факту рассмотрения, суд может вынести решение, на основании которого удовлетворить исковое требование или отказать в нем. Одной из причин отказа в том, чтобы заявление было удовлетворено, может стать пропуск времени исковой давности.

Срок проведения взыскания, определенный НК, распространяется на требования налоговых органов. Удовлетворяя их заявление, суд обязан проверить факт отсутствия нарушения срока исковой давности. Взыскания штрафов возможно лишь с тех субъектов, которые стали нарушителями налоговых норм.

В процедуре взыскания должны участвовать обе стороны, что делает такой процесс законным. Заявление, которое направляется в суд, должно соответствовать документу по форме, что определено налоговым законодательством. Исковое, которое не соответствует форме, не может быть удовлетворено.

В качестве субъектов искового производства, могут выступать индивидуальные предприниматели.

Налоговое законодательство, в том числе и то, которое касается процесса наложения штрафа, распространяет одинаковое влияние на всех субъектов налогообложения, вне зависимости от форм хозяйствования.

Положения, регламентирующие допустимые временные рамки по обращению в суд, не распространяют свое действие на субъектов налогообложения, имеющих намерения предъявить заявлении о признании безнадежности штрафных сумм.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+