Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Должности в библиотеке какие

Должности в библиотеке какие

Библиотеки

  1. Должностная инструкция специалиста по массовой консервации библиотечных фондов
  2. Должностная инструкция методиста библиотеки
  3. Должностная инструкция методиста централизованной библиотечной системы
  4. Должностная инструкция библиографа
  5. Должностная инструкция специалиста по учетно-хранительской документации
  6. Должностная инструкция старшего научного сотрудника библиотеки
  7. Должностная инструкция младшего научного сотрудника библиотеки
  8. Должностная инструкция главного библиографа
  9. Должностная инструкция специалиста по библиотечно-выставочной работе
  10. Должностная инструкция помощника генерального директора библиотеки
  11. Должностная инструкция библиотекаря-каталогизатора
  12. Должностная инструкция научного сотрудника библиотеки
  13. Должностная инструкция помощника директора библиотеки
  14. Должностная инструкция помощника генерального директора централизованной библиотечной системы
  15. Должностная инструкция главного библиотекаря
  16. Должностная инструкция главного научного сотрудника библиотеки
  17. Должностная инструкция помощника директора централизованной библиотечной системы
  18. Должностная инструкция эксперта по комплектованию библиотечного фонда
  19. Должностная инструкция специалиста по превентивной консервации библиотечных фондов
  20. Должностная инструкция библиотекаря

Должностные инструкции специалистов, занятых в библиотеках, предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Должностные инструкции призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований. Раздел включает должностные обязанности работников библиотек, перечень необходимых знаний для их выполнения и квалификационные требования для руководителей в соответствии с принятой классификацией. Должностные инструкции могут применяться в библиотеках в качестве нормативного документа прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций, конкретизирующих должностные обязанности каждого работника с учетом особенностей организации производственно-творческого процесса и системы управления.

При этом допускается распределение обязанностей, включенных в квалификационную характеристику соответствующей должности, между несколькими исполнителями, а также уточнение перечня их работ. Должностная инструкция каждой должности имеет три основных раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих документов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей. В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, требования к прохождению повышения квалификации и квалификационной аттестации, а также требования к стажу работы. В квалификационных характеристиках предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование.

В раздел не включены должностные инструкции заместителей руководителей организаций и структурных подразделений. Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются руководителем организации на основе содержащихся в разделе характеристик руководителей соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителя организации решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Квалификационная характеристика должности «директор (генеральный директор)» распространяется на должность «художественный руководитель», если художественный руководитель осуществляет руководство организацией исполнительских искусств на основе единоначалия. Для артистов — концертных исполнителей всех жанров следует руководствоваться квалификационными характеристиками артистов соответствующих жанров театров, музыкальных и танцевальных коллективов, цирков. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Поделиться Facebook Twitter LinkedIn ВКонтакте Одноклассники WhatsApp Telegram Viber

Работа библиотекарем: как устроиться в библиотеку и что входит в обязанности?

Всем, кто обдумывает свое житье и находится в неведении, раздумывая начать бы ее с кого, чтобы жизнь не прошла зазря, то если судить по стихам Маяковского, то он советует жизнь копировать с Дзержинского, а я рекомендую начинать трудовую деятельность с библиотекаря. Потому что работа в библиотеке, во-первых, не вредная (молока ведь не дают, но для аллергиков опасная!).

Зато, во-вторых, это такое интересное занятие, где и хранилище, и книги, да еще подшивки, как газет, так и журналов! И все это является настоящим зеркальным отображением навсегда ушедшего времени.

Есть ли посетители в читальных залах?

Да, полным-полно пенсионеров, а также т ех, кто занимается поиском специфической литературы. Вообще-то завсегдатаи библиотек – это с одной стороны странные (потому что, учитывая возможности интернета, копаться в библиотеках – это довольно странное занятие), и одновременно увлеченные люди (потому что, не имея настоящей увлеченности, копался бы кто из них в пыльных книжных архивах?). Что эти завсегдатаи библиотек читают, что их интересует, а также какие профессии в библиотеке можно встретить?

Если, например, посетить городскую библиотеку, где легко составить по факту список профессий из:

  1. администраторов технической литературы;
  2. охранников;
  3. музыкальной литературы;
  4. смотрителей газетных подшивок;
  5. хранителей книжных архивов, а также рукописных старинных книг.
  6. обычных библиотекарей. Или смотрителей в читальных залах;
  7. администраторов баз данных;
  8. администраторов отделов фантастики и науки;
  9. исторической;
  10. смотрителей журнальных подшивок;

Что касается того, что нужно ли учиться на библиотечные профессии? Ответ однозначный, что да, на библиотекарей учатся, причем, есть специальности, которые требуют высшего уровня образования, а есть должности в книжных хранилищах, требующие среднего образования.

В ВУЗах гуманитарного направления, как правило, учатся 4 года или 8 семестров, а в гуманитарных техникумах и в колледжах-3 года либо соответственно 6 семестров. И уже, начиная со 2-го курса обучения, будущие книжные хранители могут уже проходить стажировки в библиотеках самого разного возрастного или тематического направления.

Основные обязанности специалистов библиотек заключаются: – в коммуникации с посетителями; – в обеспечении сохранности фондов; – а также в поддержании в актуальном состоянии, как книжной, – так и клиентской баз данных. Из обобщенной статистики кадровиков видно, что у работников книжных хранилищ лишь у около 50 процентов штатного состава имеется профильное образование, а вторая половина сотрудников имеет либо педагогическое или любое другое гуманитарное, а также такие специальности, как:

  1. по поддержанию в рабочем состоянии систем видеонаблюдения;
  2. по программированию;
  3. по администрированию библиотечных сайтов;
  4. с образованием по менеджменту;
  5. бухгалтерские. Бухгалтеры нужны для начисления зарплаты работникам библиотек;
  6. по диджитализации книжных архивов;
  7. по обслуживанию систем вентиляции и обеспечения микроклимата;
  8. по SEO продвижению;
  9. а также такое название профессий, как технические работники, так и работники гардеробных.

Что касается того, могут ли быть привлекательными библиотечные профессии для детей, то если они с детства приучены к книгам, значит они, скорее всего, выберут себе в будущем ту или иную библиотечную специальность.

Библиотекарь – профессия, которая, как уже было сказано, не слишком распространена в современном мире. Более того, она не так уж и востребована, если сравнивать ее с теми же IT-технологиями. Кто такой библиотекарь вообще? С такими работниками сталкивался хоть раз в жизни каждый. Библиотекарь – это сотрудник, который работает в библиотеке.

Библиотекарь – это сотрудник, который работает в библиотеке. То есть своеобразный “хранитель книг”.

Также такой работник хорошо разбирается в литературе и способен быстро помочь с поиском нужной информации гражданам. В принципе, ничего особо трудного, как кажется, в профессии нет. Только работа в библиотеке на самом деле – это тяжкий труд.

Настоящий и успешный библиотекарь наделен многими качествами и умениями.

Как стать таким сотрудником? Когда-то библиотеки были главным источником информации по любой тематике: в них приходили за художественными книгами, за научными материалами, для подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и многого другого. Сейчас значительную часть подобных данных можно найти в электронном виде, с помощью интернета. Поэтому популярность библиотек несколько снизилась, но это не значит, что вакансии библиотекаря перестали существовать.

Первые библиотеки возникли еще до нашей эры, по большей части они были составной частью культовых, религиозных учреждений, а первыми библиотекарями были жрецы. Разные библиотеки по-разному привлекают посетителей.

Например, крупные учреждения с внушительным фондом литературы различных жанров могут предоставить читателям те издания, которых не найти в свободном доступе. Многие библиотеки начали раздавать в своих стенах бесплатный Wi-Fi и оборудовали комфортабельные и уютные читательские залы, в которых люди могут не только почитать книги, но и поработать за ноутбуком.

Не говоря уже о том, что в большинстве учреждений теперь имеются и электронные каталоги, и даже компьютеры, которыми могут воспользоваться посетители.

При этом среднестатистические обязанности библиотекаря можно описать так:

  1. Проведение семинаров, выставок, лекций, встреч с писателями и других мероприятий, так или иначе связанных с литературой.
  2. Оформление заказов на приобретение новых книг в соответствии с нуждами учреждения.
  3. Поддержание порядка в читальном зале.
  4. Комплектование библиотечного фонда и уход за ним. Речь идет о сохранности книг, аудио- и видеоматериалов, соблюдении правил их хранения, своевременной замене изношенных изданий и т.п.
  5. Обслуживание посетителей и заполнение их читательских абонементов.
  6. Обработка новой литературы, поступающей в библиотеку (внесение в электронную базу данных и бумажные каталоги).
  7. Ведение учета библиотечного фонда, а также картотек и других справочно-информационных сервисов.

Практически все современные библиотеки, особенно в крупных городах, используют в своей работе современное компьютерное оборудование. В некоторых случаях оно дублируется ведением бумажных каталогов и абонементов, в других учреждениях был выполнен полный переход на электронные технологии.

Поэтому современный вариант того, кто такой библиотекарь, немного отличается от образа, ассоциировавшегося с этой профессией 10-15 лет назад.

Сегодня от такого специалиста требуется хорошее владение компьютерными ресурсами и быстрая обучаемость использованию нового ПО.

Библиотекарь должен быть усидчивым, спокойным, уравновешенным человеком, способным долго сохранять концентрацию при выполнении однотипных монотонных действий. Он также должен располагать развитыми коммуникативными навыками, аналитическими способностями. Эта работа подойдет умеренно активным людям, которым не нужно постоянно находиться в движении для комфортного самоощущения.

Также для библиотекаря важна эрудиция и общий уровень интеллектуального развития. Минимально необходимый уровень образования в данном случае – 11 классов школы. Дальнейшее продолжение работы потребует от данного работника обязательного повышения квалификации.

Сделать это возможно только при наличии среднего специального или высшего образования по одной из следующих специальностей – библиотечной, педагогической или специальности в сфере культуры и искусства.

Получить такой диплом можно в любом вузе или ссузе, имеющем лицензию на образовательную деятельность и предлагающем обучение данным направлениям. Куда можно пойти для трудоустройства после окончания вуза или любого другого образовательного учреждения? Честно признаться, библиотекарь – профессия довольно узкой направленности.

Так что, выбор тут будет не слишком велик. Да, с развитием прогресса и техники перспектив у нашего сегодняшнего направления стало больше, но они все равно не сильно влияют на место работы. Разве что, новые обязанности и ответственность высшей степени появляются.

Например, вашим местом работы может стать государственная библиотека. Это почетное место достается только самым лучшим работникам, причем если там уже кто-то есть, особо надеяться на трудоустройство не следует.

Ведь мало кто согласится “подвинуться”. Библиотекарь, как правило, один на все заведение. Или их несколько (в зависимости от размеров здания).

Кроме того, центральные и районные библиотеки теперь тоже будут доступны для трудоустройства. В принципе, вполне хороший вариант, особенно если данные заведения находятся недалеко от вашего дома.

Разницы центральная библиотека и государственная существенной не несут. Только по объему работы. Только вот на практике обычно библиотекари идут в учебные заведения работать. Например, школьными или университетскими сотрудниками.

Тут подобного рода кадры нужны постоянно. Школьный библиотекарь или государственный – не важно, должностные обязанности на том или ином месте будут одни и те же. Точно так же, как и личные качества ценятся в этих двух совершенно разных местах одинаковые.

Что придется делать после того, как вы трудоустроитесь? Ежедневно сотрудник библиотеки выполняет следующие функции:

  1. оформляет читательские абонементы;
  2. занимается маркетингом услуг библиотеки.
  3. участвует в научно-методической работе, разрабатывает библиографические пособия;
  4. осуществляет ведение каталогов и картотек;
  5. ремонтирует и реставрирует книги, контролирует состояние книжного фонда, ведет его учет;
  6. производит расстановку книг и журналов;
  7. занимается комплектованием книжного фонда, заказывает новинки;
  8. осуществляет «оцифровку» литературы, переводит ее из бумажного в электронный вид;
  9. обслуживает посетителей, выдавая и принимая литературу, помогая в ее выборе;
  10. организовывает мероприятия просветительского характера для детей и взрослых (конференции, выставки);

Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, отраслевой литературы, основы проектирования культурно-массовых мероприятий, основы маркетинговых технологий продвижения культурно-массовых мероприятий, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок и т.д., правила организации и учёта библиотечного фонда.

Уметь читать библиографические описания и составлять библиотечные каталоги. Работа в библиотеке – это огромный труд на самом деле.

Ведь, как уже было сказано, только на первый взгляд кажется, что так легко быть подобного рода сотрудником. На деле это не так. Особенно если у вас нет стремлений и познаний в литературе и творчестве. Что нужно делать библиотекарю?

Данный сотрудник должен заниматься сортировкой книг в том или ином заведении. Также он осуществляет поиск и выдачу оных, следит за порядком в здании.

Обратите внимание – в обязанности также входит помощь читателям в поиске нужной литературы, их консультация.

То есть, в некоторых случаях придется советовать ту или иную книгу, подсказывать, к какому источнику обратиться. При поступлении новых книг вы должны будете заниматься их обработкой. Принять, занести в базу, поставить на специально отведенное место для них.

Не самое простое занятие, если задуматься. А если учесть, что сейчас появилась научная электронная библиотека, то и вообще можно с ума сойти от объема выполняемой работы.

Если вы удосужились трудоустроиться туда, где есть электронная библиотека, готовьтесь – ее заполнением и ведением полностью придется заниматься вам. Не системному администратору, не программисту, а именно библиотекарю. Так что, далеко не всем под силу справиться с таким объемом работ. Заработок Конечно же, при трудоустройстве (да и выборе направления для работы) огромное внимание уделяется такому показателю, как заработная плата.

Заработок Конечно же, при трудоустройстве (да и выборе направления для работы) огромное внимание уделяется такому показателю, как заработная плата.

Чем она выше, тем больше абитуриентов и молодых специалистов будут стремиться к той или иной профессии. Как дела обстоят с нашим сегодняшним направлением? Признаться честно, не очень хорошо.

Зарплата библиотекаря, как и у большинства государственных служащих, а также “бюджетников”, невысокая. Как по России, так и в столице. Правда, разница довольно часто ощущается.

В среднем, библиотекарь будет зарабатывать около 6-9 тысяч рублей. Не очень много, не так ли? И не столь важно, сельский библиотекарь перед нами, или обычный городской.

Средний заработок по России у таких сотрудников обычно не превышает 10 000 руб.

А вот нагрузка у подобного рода сотрудников серьезная. И, как мы уже убедились, объем работ, которые придется выполнять, тоже. Не говоря уже об ответственности на рабочем месте.

А вот в столице дела немного лучше обстоят. Не слишком, но все же это лучше, чем совсем ничего. Научная электронная библиотека или государственная – не важно, куда именно вы трудоустроитесь.

Учтите, что в Москве или Санкт-Петербурге придется работать примерно за 15 000 рублей. Точнее, от 10 до 15 тысяч. Именно столько получают библиотекари в крупных городах России. Если речь идет о школах и университетах, то обычно ситуация ничем не отличается от общей картины по России.

Выходит, что библиотекарь – профессия важная, но оплачивается она скудно. А значит, среди абитуриентов и уже выпустившихся специалистов не так уж и востребована.

С большой долей вероятности, если вы захотите трудоустроиться библиотекарем, то и конкуренции особой у вас не будет. Судя по статистике, около 60% населения считают данное направление не слишком важным и распространенным. Несмотря на все это, наша сегодняшняя профессия имеет некоторое разнообразие.

Несмотря на все это, наша сегодняшняя профессия имеет некоторое разнообразие.

Придется не только переставлять книги и заниматься бумажной волокитой.

Ведь в России имеет место одно очень интересное соревнование.

Оно называется “Библиотекарь года”. Ежегодно по всей стране самые лучшие библиотекари встречаются вместе, проводят демонстрацию своих знаний, а также соревнуются за звание лучшего сотрудника в России.

На самом деле, это очень полезно.

Во-первых, вы будете заниматься саморазвитием. Во-вторых, станете известным человеком. В-третьих, обычно победителей наделяют какими-то премиями и бонусами, денежными выплатами и привилегиями.

Кроме того, лучший библиотекарь, как правило, получает зарплату выше, чем все остальные. Хотя, для многих даже Всероссийский ежегодный конкурс не является стимулом для трудоустройства.

Характеристика на библиотекаря обычно дается на вашем прежнем месте работы.

Ну, или в вузе, где вы обучались. Если нельзя нигде взять ее, просто достаточно при трудоустройстве предъявить резюме. И указать там свои личные качества.

Те, которыми должен обладать любой библиотекарь.

Если честно, то пунктов довольно много. Какие они? Что рекомендуется указывать в резюме при трудоустройстве в библиотеку? Литературные навыки и стремления – первое и самое важное, что только можно выделить.

Качества библиотекаря немыслимы без познаний в литературе. Ведь именно с ней придется работать. Неосведомленного сотрудника никто не станет брать на работу.

Так что, укажите, что знаете, с чем будете работать.

Стессоусточивость – еще одна не менее важная характеристика. Она играет роль для любой профессии.

Нервного и неуравновешенного человека берут на работу без особой охоты.

А когда речь идет о библиотеках – и подавно. Ведь данное место – это кладезь знаний, умиротворения и спокойствия.

Быстрая обучаемость, умение выполнять монотонную работу – вот то, что еще нужно хорошему библиотекарю. Особенно это касается второго момента. Работа в библиотеке – это постоянный монотонный труд, который не всем подвластен.

Так что, если вы не умеете действовать в рамках инструкций долгое время, если вам нужна “поляна” для творчества и саморазвития, придется отказаться от профессии.

О быстрой обучаемости и говорить не стоит. Открытость, дружелюбие, дисциплина – качества библиотекаря, которые также становятся крайне важны. Не слишком приятно приходить в библиотеку и общаться там с “управляющим”, который явно не рад видеть посетителя.

Дружелюбие – это залог успеха почти что в любом направлении нашей жизни. Если человек открыт и дружественно настроен, общаться с ним приятно. А это не будет отпугивать читателей, им станет приятно посещать то или иное заведение.

Инициативность, собранность, сдержанность, самоконтроль – вот еще пункты, о которых нельзя забывать. Библиотекари у многих ассоциируются со строгими, выдержанными людьми, которые держат себя “в ежовых рукавицах”. Этот статус придуман не просто так. Действительно, хороший библиотекарь будет отличаться не только образованностью, но и выдержкой.

Действительно, хороший библиотекарь будет отличаться не только образованностью, но и выдержкой. Эти качества должны быть у каждого уважающего себя сотрудника.

Не столь важно, какое именно место стало вашим “пристанищем” при построении карьеры – государственная библиотека, районная или простая школьная. Ведь у любой профессии есть свои плюсы и минусы.

Они не особо зависят от места работы. Какие преимущества дает наше сегодняшнее направление?

Если вы – человек творческий, то можно только порадоваться.

Библиотека – это место, которое станет вашим вторым домом.

Здесь вы сможете работать и получать удовольствие, развиваться и совершенствовать свои литературные знания. Если вы не обладаете быстрой утомляемостью, способны долго выполнять монотонную работу, то данное место работы покажется вам просто раем. На самом деле, активный и инициативный человек без проблем справится с нагрузкой, которая взваливается на плечи библиотекаря.

Много свободного времени – это то качество, которое подчеркивается большинством сотрудников. Следить за порядком в зале обычно получается из-за своего рабочего стола (места, ресепшена).

А, в целом, большинство времени придется просидеть либо за компьютером (они есть сейчас везде), либо просто за документами и письменным столиком.

Заниматься можете спокойно своими делами. Например, подработкой. Не всегда, как уже было сказано, нужно высшее образование для трудоустройства. Инструкция библиотекаря больше указывает на то, что вы должны быть просто образованным и культурным человеком с навыками и знаниями в литературе.

Так что, перспективы трудоустройства есть у каждого. Нельзя не подчеркнуть еще и низкий уровень конкуренции. Правда, недостатков у направления тоже более чем достаточно.

Причем один пункт играет важную роль. Разумеется, речь идет о заработной плате.

Она, как уже было сказано, низкая.

Как по России, так и в столицах. Если сопоставить ее с нагрузкой и ответственностью, которая будет возлагаться на ваши плечи, то в библиотеке вы просто потеряете время. Отсутствие перспектив повышения и развития карьеры тоже накладывает свой отпечаток на популярность и спрос к профессии библиотекаря.

Никакой карьерной лестницы в данной области нет. Поэтому можно в какой-то степени это направление назвать бесперспективным.

Уже было сказано о нагрузке. Да, довольно часто можно во время трудового дня заниматься своими делами – подрабатывать за компьютером, читать, вышивать и так далее (особенно если за вами не следит начальство, главное – смотреть за порядком в здании и откликаться по первому зову посетителей), но бывают моменты, когда самые настоящие авралы происходят. И вот тогда объем работ и ответственности просто не сопоставляется с вашей заработной платой.

Как видите, библиотекарь – профессия, которая не слишком популярна среди специалистов.

Она требует особой ответственности, знаний и навыков в литературе. Только самый настоящий любитель творчества и книг сможет работать в библиотеке на постоянной основе. Скорее, это даже не профессия, а призвание!

Деятельность библиотекаря заключается по двум основным направлениям по обслуживанию читателей:

  • Информационное обслуживание, которое заключается в предоставление пользователям:
  1. точку доступа к библиотечным электронным ресурсам различных баз, организованных на государственном, частном или ведомственном уровне.
  2. во временное пользование информации в виде материалов на бумажных или электронных нематериальных носителях:
  3. справочно-библиографическое обслуживание;
  4. место для работы в читальном зале или медиатеке для ознакомления с любой информацией;
  • Просветительская деятельность в культурно познавательном аспекте:
  1. организация целенаправленных программ по профессиональной переподготовке различных специалистов или повышения из квалификации.
  2. проведение мастер-классов по различным творческим направлениям;
  3. выставочные мероприятия:
  4. образовательные, научные и просветительские публичные лекции;
  5. презентация книжных и политических новинок;

Прежде всего, необходимо иметь представление о том, что такое библиотечное дело.

Оно включает в себя несколько важных функций:

  1. управленческие (библиотекарь должен обладать навыками управления как работой учреждения в целом, так и книгофонда. В его компетенцию входят управление, хранение и архивирование всей имеющейся информации. Он владеет информационными технологиями, позволяющими ему максимально эффективно организовать работу учитывая современные реалии;
  2. общие. Речь идёт о так называемых надпрофессиональных навыках, незаменимых при работе с людьми. Это коммуникабельность, умение чувствовать человека (чтобы подобрать для него нужную книгу), терпение, усидчивость.
  3. просветительские. Библиотекари организуют разные мероприятия для посетителей, в зависимости от категорий населения;

Библиотекарь регулярно следит за тем, в каком состоянии находится книжный фонд и обновляет его по мере необходимости. Стать библиотекарем невозможно без знаний о том, какими бывают эти учреждения. В зависимости от личных склонностей и предпочтений человек может выбрать работы в одной из библиотек:

  1. школьной. Это важнейшая часть среднего образования. Кроме стандартных учебников, здесь всегда можно найти книги, незаменимые для общего и разностороннего развития детей разных возрастов. Здесь детям прививают любовь к чтению;
  2. общественной. Она открыта для всех, кто желает регулярно читать книги. Именно здесь популярны разные общественные мероприятия в виде полезного и бесплатного досуга;
  3. в ВУЗе. Такие учреждения являются хранилищами ценных книг и изданий, необходимых для полноценного образования студентов. Чаще всего речь идёт о библиотеках определённой специализации с отдельными коллекциями книг и журналов, расформированных по разным тематикам. Важно знать о том, что работа в такой библиотеке часто требует от сотрудника наличия учёной степени — как минимум, кандидата наук.

Люди, искренне любящие чтение, часто подумывают о том, чтобы приобрести профессию библиотекаря.

Очевидно, что одной любви к книгам и знаний будет мало.

Эта профессия требует определённых черт характера:

  1. спокойствие;
  2. хорошая концентрация внимания;
  3. усидчивость;
  4. способность к глубокому анализу и синтезу.
  5. готовность к регулярному выполнению монотонной работы;

Больше всего профессия библиотекаря подходит людям, не стремящимся к постоянному движению и «экстремальным» ощущениям. Кстати, умение интенсивно общаться с людьми — навык, обязательный не для каждого представителя этой профессии. Например, можно получить учёную степень и устроиться на работу в библиотеку при высшем учебном заведении: там всегда спокойно, а коммуникативные навыки требуются самые простые.

Для того чтобы понять, сможете ли вы работать библиотекарем, рекомендуется лично побеседовать с людьми, работающими в этой сфере в течение многих лет. Они расскажут много интересного и поделятся личным опытом. Также опытные работники могут порекомендовать и учебное заведение, где вы сможете получить необходимое образование.

В зависимости от уровня и направления библиотеки можно закончить техникум (колледж) или ВУЗ. В среднем учебном заведении учащиеся получают специальность «Библиотечное дело» или «Библиотековедение». Поступить в колледж можно, окончив девять классов средней школы.

Длительность учёбы составляет от двух до пяти лет и зависит от формы обучения, которую выбирает человек (очная, заочная или вечерняя). В высших учебных заведениях есть специальность по библиотечно-информационной деятельности.

Условия поступления здесь строже: необходима сдача ЕГЭ (русский язык, литература, история, обществоведение или иностранный язык на выбор). Длительность обучения составляет от четырёх до пяти лет. Если вы твёрдо намерены стать библиотекарем по окончании обучения, надо стремиться к получению практического опыта работы ещё задолго до окончания колледжа или ВУЗа.

Попытайтесь устроиться на работу в любую из подходящих библиотек. Кстати, многие учреждения часто берут студентов-практикантов. После практики многие из них имеют шансы остаться работать там постоянно.

В крупных городах руководство библиотек более строго подходит к выбору сотрудников и требует от соискателей, как минимум, высшего или профессионального образования. Тем не менее, бывает так, что человеку просто повезло и он смог устроиться работать, не имея специальной подготовки. Особенно это актуально на периферии и в небольших районных библиотеках общего назначения.

В таких случаях профессии обучают на месте, и если у работника есть способности и мотивация, он входит в курс дела быстро и с удовольствием. Тем не менее, повышать профессиональный уровень не помешает никогда.

Для тех, кому нравится профессия библиотекаря, могут идеально подойти курсы профессиональной переподготовки по библиотечному делу. Они длятся меньше, чем повторное обучение в вузе или колледже, а пройти их сейчас реально и в заочном порядке.

Например, в Современной научно-технологической академии представлена образовательная программа по направлению «Библиотечное дело», которая реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.

Современное время диктует свои правила, в том числе и для таких учреждений, как библиотеки.

Если раньше они были, скорее, хранилищем книг, то сейчас многие пытаются перестраивать свою работу: внедряют технологии, подключаются к электронным библиотечным системам, организуют просветительские мероприятия, социокультурные проекты, меняют дизайн, больше ориентируются на потребности аудитории — работают с ней не только офлайн, но и онлайн, ведут блоги, социальные сети.

Ресурсов на полное преобразование, к сожалению, пока не хватает, но работа в этом направлении идет, и особо ценится инициатива молодых сотрудников. Поэтому одним из приоритетных направлений работы библиотек является привлечение молодых специалистов. И несмотря на условно небольшие зарплаты и стереотипы, связанные с консерватизмом библиотек, молодежь приходит.

Писательская карьера – недостижимая мечта, ибо все издательства давно набрали свой «штат» писателей, книги которых продаются. Написание статей для газеты в маленьком городе тоже не приносило полного удовлетворения.

А книги тянули к себе со страшной силой. Когда в Выборге открылся небольшой букинистический магазин, я сломя голову понеслась туда, чтобы узнать, не требуется ли им работник. Но хозяйка магазинчика только начинала свою деятельность и по причине отсутствия постоянной прибыли не могла платить зарплату наемному работнику.
Но хозяйка магазинчика только начинала свою деятельность и по причине отсутствия постоянной прибыли не могла платить зарплату наемному работнику.

Хорошенько подумав, я поняла, что работа в сфере продаж, пусть даже книжных, не для меня. Именно тут и возникла мысль о работе в библиотеке.

А что? Работа непыльная, общение с людьми не особо частое, а это для меня огромный плюс: мне свойственна замкнутость и нелюбовь к живому общению с незнакомыми людьми. И проводить 8-9 часов в окружении книг – это же квинтэссенция счастья! Зарплата российского библиотекаря невысока.

Ее средняя величина, с учетом показателей по всем регионам страны, в 2021 г.

равна 15 тыс. руб. При этом наиболее высокое вознаграждение представителям этой профессии гарантировано на Чукотке – порядка 34 тыс. руб., в Камчатском крае и Магаданской области – 29 тыс.

руб. В Москве заработок сотрудников библиотек составляет около 25 тыс.

руб., в Санкт-Петербурге – 23 тыс. руб. Безусловно, на размер зарплаты влияет и занимаемая должность.

С течением времени при условии ответственного отношения к своему делу рядовой работник может «вырасти» до руководителя какого-либо отдела или заведующего библиотекой. Кроме того, ответственные и креативные сотрудники вполне могут возглавить реализацию какого-нибудь образовательного проекта, стать администратором сайта или ответственным за медиатеку.

Ввиду тенденций времени – быстрого развития IT-сферы – на текущий момент специальность библиотекаря, как принято говорить, не «в тренде». Однако помимо государственных публичных библиотек, функционируют также библиотеки вузов, колледжей, школ, крупных бюджетных учреждений, поэтому устроиться на эту работу вполне возможно. Работа требует от специалиста не только знаний, но и умений.

Это интересная и важная специальность, которая когда-нибудь снова будет цениться по достоинству. И тогда можно смело сказать, что я – библиотекарь это кто, какие предъявляются к нему требования, мы рассмотрели в этой статье. Источники

  1. https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/bibliotekar.html
  2. https://www.snta.ru/press-center/kak-stat-bibliotekarem/
  3. https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/bibliotekar/
  4. https://www.profguide.io/professions/Bibliotekar.html
  5. https://FB.ru/article/245961/bibliotekar-professiya-opisanie-neobhodimoe-obrazovanie
  6. https://hh.ru/article/21221
  7. https://okobzor.ru/professii/bibliotekar-kto-eto-takoy/
  8. https://proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/kto-rabotaet-v-biblioteke
  9. https://frauwow.com/life-style/rabota/rabota-v-biblioteke.html
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C

[свернуть]

ЕКСД — Главный библиотекарь

Должностные обязанности.

Ведет самостоятельный участок работы по одному или нескольким направлениям деятельности библиотеки. Осуществляет руководство функциональной группой, комплексом научно-производственной работы группы, в случае необходимости заменяет работников группы на любом участке работы.

Организует научно-производственную работу группы, распределяет и перераспределяет научно-производственные обязанности работников группы. Принимает непосредственное участие в производственных процессах, обеспечивает их качество и эффективность на основе широкого использования современных технологий, прогрессивных форм организации труда, научно обоснованных нормативов, изучения передового опыта (отечественного и зарубежного). Осуществляет контроль за выполнением научно-производственного плана группы.

Участвует в разработке и реализации текущих и перспективных планов (проектов, программ) группы и библиотеки в целом, библиотечных нормативных документов, положений, стандартов и технологий. Участвует в научных исследованиях в соответствии с направлением деятельности работы, а также в реализации результатов исследований. Принимает участие в работах, связанных с маркетинговыми исследованиями в области формирования и использования ресурсов библиотеки, состава читателей, спроса на библиотечные услуги.

Участвует в системе непрерывного образования и повышения квалификации библиотечных работников. Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную или научную деятельность библиотеки, устав библиотеки, теорию и практику библиотечного дела, тенденции его развития, технологию библиотечных процессов, теоретические и практические методы обработки и получения информации с использованием современных технологий, основы менеджмента, трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет, в должности библиотекаря I категории — не менее 5 лет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+